Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Цели и задачи планирования

Ярослав Кириллов
20 марта 2023
7 минут
5/5 - (2 голоса)

Для быстрого достижения целей важно двигаться к ним поступательно и планомерно. Неорганизованная, спонтанная работа в хаосе даст прямо противоположный результат. Вы будете просто топтаться на одном месте, разгребая «завалы» накопившихся дел, не завершив ни одно из них до конца. Чтобы избежать неразберихи, анархии в делах, нужно научиться их планировать. Составляя реальные, жизнеспособные планы на месяц, неделю, день или другой период, своевременно внося в них нужные коррективы, вы сможете добиться успеха с меньшими усилиями.

Эффективное планирование с помощью ЛидерТаск

Составляйте списки дел на каждый день в планировщике ЛидерТаск, разбивайте их на подзадачи и формируйте древовидную структуру для более успешного выполнения сложных задач. Обязательно занимайтесь планированием рабочего дня, чтобы стать продуктивнее в карьере и личной жизни.

Скачать ЛидерТаск
🟠 Содержание:Цели планирования
🟠 Раздел:Тайм-менеджмент
🟠 Время прочтения:7 минут
🟠 Автор:Ярослав Кириллов

Планирование – это важная часть управления, направленная на прогнозирование состояния экономической системы, поиск оптимальных путей, методов достижения глобальных и текущих целей. Разберёмся подробнее, что представляют собой задачи планирования. Как их правильно формулировать для успешной деятельности в рамках компании или отдельного проекта.

***

Что подразумевается под термином «планирование»

Цели и задачи планирования

Понятие планирования  можно трактовать как «умение формулировать стратегические цели развития предприятия, способность предвидеть результаты деятельности компании, подбирая ресурсы для их достижения». Данный процесс сопровождается обширным комплексом исследований, связанных с подготовкой принятия управленческих решений. Для этого производится сравнительный анализ и оценка различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Составление планов необходимо для распределения материальных и временных ресурсов, имеющихся в распоряжении компании. На их основе разрабатывается перечень действий в рамках проекта. Это одна из основных функций системы менеджмента, состоящая из следующих этапов:

  • Формулировки миссии компании;
  • Утверждения ее целей;
  • Разработки общей программы действий;
  • Поиска ресурсов, необходимых для реализации плана;
  • Определения исполнителей поставленных задач, ознакомление с их функциями и обязанностями;
  • Документальной фиксации результатов.

Любой план содержит следующую информацию:

  1. Цели компании.
  2. Средства их достижения.
  3. Этапы, сроки окончания работ.
  4. Список исполнителей с указанием обязанностей.
  5. Методы достижения поставленных целей и средства контроля исполнения плана.

Планирование – это организованная деятельность для достижения целей и рационального распределения ресурсов организации. А в узком смысле, это процесс составления документов, необходимых для координации и повышения эффективности работы.

***

Виды, цели и принципы планирования

Виды планирования

Планирование осуществляется для видения картины будущего, в которой все ближайшие события отображаются отчётливо и понятно, а события будущих периодов показаны в общих чертах. Главным его инструментом являются планы – программы-прогнозы, разработанные на определённый период. Они содержат информацию о методах достижения целей, ресурсах, необходимых для их реализации. 

Планы могут охватывать разные периоды времени, составляться для конкретных работников, подразделений, хозяйственных единиц, для всей экономики в целом. Они различаются по содержанию, обязательности, срочности исполнения.

Планирование может быть:

  • Директивным, подразумевающим обязательное выполнение всех поставленных задач. Директивные планы обычно составляются на предприятиях с государственной формой собственности.
  • Индикативным, без конкретных сроков и подробной детализации задач. Такое планирование носит рекомендательный характер.

По времени исполнения поставленных задач различают:

  • Краткосрочные планы, составляющиеся на период до года. Они активно используются в текущей деятельности любой компании. Их разрабатывают на неделю, месяц, квартал или на день.
  • Среднесрочное планирование охватывает период от года до пяти лет.
  • При долгосрочном планировании разрабатываются прогнозные программы на пять или более лет. Данный вид применяется в экономике для решения крупномасштабных стратегических задач.

По содержанию планирование бывает:

  • Стратегическим.  Определяет направление развития компании. В него входит анализ рыночных тенденций, целевой аудитории, изучение рабочих процессов на предприятии для их оптимизации.
  • Тактическим. Направлено на решение задач, утверждённых в стратегическом плане.
  • Календарным.  Применяется для формирования графика действий с привязкой к конкретным датам.
  • Кадровым. Направлено на формирование штата работников в компании.
  • Производственным. Используется для планирования объёмов производства.
  • Финансовым. Включает прогноз движения денежных средств, прибылей и убытков, балансовый план организации.

Для оценки эффективности мероприятий в компаниях используется бизнес-планирование. Бизнес-план – это детально проработанная программа, включающая все основные показатели деятельности бизнеса.

Принципы планирования:

  1. Единства. Все небольшие задачи, входящие в план должны приводить к достижению глобальной цели.
  2. Сопричастности. В планировании принимают участие все сотрудники, участвующие в работе над проектом.
  3. Непрерывности. Планы должны выполняться поступательно, систематически. Не допускается их срыв из-за форс-мажорных обстоятельств. При необходимости их можно подкорректировать с учётом изменившихся условий.
  4. Гибкости. План должен быть адаптивным. В него можно вносить правки на любой стадии, чтобы минимизировать риски или издержки.
  5. Научности. Планирование строится на научно обоснованных теориях с применением проверенных на практике методов.
  6. Точности. Все результаты деятельности отражаются в планах детально и подробно.
  7. Координации. Планирование охватывает все отделы организации для обеспечения отлаженной работы внутри коллектива.

Чтобы достичь успеха в бизнесе, важно, чтобы тактические и стратегические планы компании были связаны друг с другом. Например: разработка нового программного обеспечения, выпуск продукта на рынок, освоение нового рынка или увеличение объёма прибыли на определённый процент – это глобальные, стратегические цели. А тактические планы – это конкретные действия, которые нужно совершить, чтобы получить данные результаты.

При планировании на всех уровнях важно придерживаться принципа приоритизации. В любой деятельности присутствуют разные по важности и приоритетности задачи.  Руководитель с подчинёнными должны работать с ними с учётом их сложности и важности. Исполнителям важно научиться выполнять задания, стоящие на первом месте в данный момент времени, а не те, что можно выполнить проще.

***

Задачи и популярные методы планирования на предприятии

Задачи планирования

Чтобы сделать цели реальными, достижимыми, нужно планировать их с применением работоспособных алгоритмов действий и эффективных программ. С учётом данной тенденции, основные задачи планирования формулируются следующим образом:

  • Определить место организации в экономической системе.
  • Провести анализ результатов её деятельности и имеющихся в распоряжении ресурсов.
  • Определить список действий для решения задач.
  • Подобрать альтернативные варианты их выполнения.
  • Обозначить конечные и промежуточные результаты, которых нужно достичь.
  • Разработать планы действий и контролировать прогресс их исполнения.

Чтобы приблизить достижение любых глобальных целей, стратегические планы разделяют на меньшие по масштабу задачи. Они представляют собой своеобразные чек-поинты, этапы, приближающие компанию к конечному итогу. 

Для планирования применяются следующие методики и инструменты:

Балансовый метод

Применяется при анализе основных фондов, финансового состояния компании или отрасли. Включает несколько видов балансов:

  • Материальные (проводится оценка затрат электроэнергии, топлива, строительных материалов, других ресурсов);
  • Трудовые (состав, качество персонала);
  • Финансовые (анализ расходов/доходов, бухгалтерские балансы, кассовый план).

Нормативный метод

Состоит из системы норм и показателей, с помощью которых оценивается эффективность распределения и использования ресурсов компании. Сюда входят нормы выработки, численности, трудоёмкости, использования оборудования и машин, материалов, топлива и т.д. Является результативным при прогрессивной нормативной базе, разработанной с учётом новых технологий, улучшения организации и процессов труда.

Программно-целевой метод

Применяется при планировании научно-технического прогресса. Позволяет сконцентрировать ресурсы компании для обеспечения внедрения научно-технических разработок в производство. Обеспечить сквозное планирование на всех этапах: от идеи до её  промышленного запуска.

Для планирования времени в тайм-менеджменте применяются следующие методы:

Матрица Эйзенхауэра

Представляет собой метод приоритизации задач с разделением на четыре основные категории:

  • Важные/срочные;
  • Важные/несрочные;
  • Неважные/срочные;
  • Неважные/несрочные.

Распределяя дела в зависимости от важности и приоритетности, проще выделить главные, первостепенные задачи, запланировав достаточно времени на их выполнение.

Правило 80 на 20 или принцип Парето

Данный метод упрощает организацию рабочих и личных дел, отражая зависимость результатов от усилий. Чаще всего используется в маркетинге и менеджменте для анализа продаж, аудитории, расчёта инвестиций в рекламу.

Его суть: если распределить имеющиеся в распоряжении 20% времени на решение ключевых и серьёзных задач, они принесут 80% результата.

Декомпозиция

Чтобы не впасть в ступор из-за сложности задач, их можно разделить на более мелкие задания на начальных этапах. Поделив крупную цель на небольшие шаги, можно добиться конкретизации действий. Вы получите более ясное представление о том, что делать, в какую сторону двигаться для решения основной задачи.

***

Что еще важно учитывать при планировании

Что учитывать при планировании

Составляя планы на месяц, день или год, важно учитывать влияние внешней среды на бизнес. Для этого необходимо отслеживать тенденции, следить за конкурентами. Вы должны быть осведомлены о том, какие новшества они выводят на рынок, какие активности продвигают, какие оригинальные продукты предлагают потребителям.

В рамках развития любого бизнеса важно выполнять систематический анализ рентабельности. При планировании показателя важно учитывать влияние внешних факторов на расходы и доходы фирмы. Например, подорожание сырья, снижение спроса на продукцию. Вне зависимости от их позитивного или негативного воздействия, с ценами нужно работать рассудительно, не стараясь изменять её в ту или другую сторону. Она должна быть реальной и экономически обоснованной.

Без планирования бизнес не будет нормально развиваться и функционировать. Сотрудники будут испытывать затруднения в работе, не справятся с поставленными задачами. Бесконечные совещания, планёрки, обвинения друг друга в несоблюдении обязательств не дадут должного результата. Оперативное планирование даст следующие преимущества:

  • Обеспечит координацию и правильное распределение зон ответственности между исполнителями.
  • Даст объективную оценку результата деятельности.
  • Позволит эффективно управлять рисками.
  • Улучшит управляемость компанией за счёт минимизации влияния человеческого фактора.

Эффективным помощником в планировании можно назвать автоматизацию. Используя программное обеспечение, можно значительно упростить многие организационные и рутинные процессы в компании. Сделать их прозрачными и понятными для всех сотрудников.

***

Эффективная организация планирования с приложением ЛидерТаск

ЛидерТаск

ЛидерТаск – современное цифровое приложение для решения любых задач в управлении и планировании. В функционал программы включены все известные техники и лучшие мировые системы для планирования и управления проектами.

Сервис поддерживает различные виды и методы планирования. Подходит для создания и ведения личных, командных проектов, формулировки, распределения задач. Их можно сортировать по важности, приоритетности, поручать другим исполнителям. Разделять крупные цели на меньшие по масштабу подзадачи.  Устанавливать напоминания о предстоящих событиях, встречах или скором сроке завершения задач.

Программа подойдёт руководителям проектов, фрилансерам, специалистам и менеджерам. Поможет предпринимателям и бизнесменам сконцентрироваться на главных целях и навести порядок в делах. Научит, как из 20% усилий получить 80% успеха.

Приложение объединяет возможности планера, электронного ежедневника, органайзера, таск-менеджера, CRM системы. Имеет качественную бесплатную версию. Эффективно работает на всех цифровых платформах, в том числе, без подключения к интернету.

***

Заключение

Планирование – эффективный инструмент управления.  Его можно использовать для привлечения инвестиций, разработки стратегии развития компании, анализа рыночных рисков и лучшего понимания собственного бизнеса. Это одна из основополагающих функций менеджмента, исполнение которой курируется высшим руководством. Основные его цели — рациональное распределение ресурсов компании, составление эффективного алгоритма действий для достижения поставленных целей. 

Чтобы составленные планы были работоспособными, реальными и достижимыми, их составляют с учётом внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность компании. При изменении любых условий в них стоит вносить своевременные коррективы и правки. Планы должны быть гибкими, адаптивными и актуальными.  

Для планирования необходимо использовать эффективные методы и инструменты, включая современное программное обеспечение, позволяющее рационально распределять время, организовывать эффективное взаимодействие в команде.  

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
5/5 - (2 голоса)
Планировщик-органайзер для профессионала
Наслаждайся
простотой и удобством
планирования своих
задач.
Скачать