Стратегическое планирование

Ярослав Кириллов
28 нояб. 2022 г.
5 минут
Оценить

Стратегическое планирование – важный элемент управления организацией, задающий цели, к которым нужно следовать предприятию в обозримом будущем. Стратегический план помогает компании определить сущность конкурентных преимуществ в определённый период времени. Умение стратегически мыслить, планировать – важнейшее управленческое качество для любого руководителя. Специалист, владеющий этими особенностями, способен активно формировать будущее компании, поэтому всегда будет востребован на рынке труда.

Попробуйте бесплатный умный планировщик для стратегического планирования (50+ возможностей)
Системно разбивайте цели на задачи, управляйте ресурсами и командой в одном месте
Скачать бесплатно
phone
🟠 Содержание:Стратегическое планирование
🟠 Раздел:Руководитель
🟠 Время прочтения:5 минут
🟠 Автор:Ярослав Кириллов
***

Понятие и функции стратегического планирования

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование представляет собой структуру, схему или набор управленческих методов и инструментов для определения основных направлений деятельности организации. Такое планирование используют для прогнозирования, формирования показателей развития компании, определения её назначения на рынке, перспективности и успешности в данном бизнесе.

Правильная организация мероприятий стратегического планирования в системе менеджмента позволяет корректно оценивать внешние угрозы для компании, искать потенциальные возможности для развития на основе проведённого анализа. Результатом процесса является составление стратегического плана – документа, описывающего стратегические и тактические цели, подкреплённые расчётами и практическими исследованиями. Стратегические планы составляются на долгосрочный период (от трёх до пяти лет), среднесрочный период (годовые), также бывает и составной краткосрочный план (меньше года). Объединяются сочетанием общей бизнес идеи и управленческой волей собственников организации.

К плюсам внедрения системы стратегического планирования можно отнести:

  1. Проведение всестороннего анализа возможных опасностей для бизнеса;
  2. Оптимизацию деятельности персонала;
  3. Выработка благоприятной среды для успешной реализации стратегии;
  4. Появление предпосылок для развития стратегического мышления топ-менеджмента;
  5. Рациональное распределение ресурсной базы;
  6. Эффективное управление внутренними процессами;
  7. Концентрацию на ключевых направлениях развития.

Стратегическое планирование выполняется регулярно с письменной фиксацией. Это необходимо для ясного и корректного понимания планов всеми участниками рабочего процесса. Какими бы конкретными и чётко сформулированными планы не казались в голове у руководителей, они должны быть зафиксированы и в письменном виде доведены до подчинённых во избежание некорректной интерпретации или двойного толкования. Таким образом, предубеждается целый ряд недопониманий, обеспечивается согласованность и ответственность действий управляющего звена и персонала.

Стратегическое планирование – эффективный инструмент, помогающий в принятии управленческих решений. Он помогает своевременно вносить коррективы в деятельность организации. Суть стратегического планирования заключается в его функциях. В их число входят:

  • Адаптация компании к внешним условиям, организация связи с окружением. Современный бизнес должен обладать достаточной гибкостью для адаптации к благоприятным возможностям и угрозам. Для этого разрабатываются различные варианты развития событий, обеспечивающие приспособление стратегии компании к внешней среде.
  • Рациональное распределение ценных, дефицитных ресурсов, включая фонды компании, технологии или управленческий опыт её менеджмента.
  • Координация всех подразделений, отделов организации, выявление её сильных и слабых сторон для успешной внутренней интеграции.
  • Осознание организационной стратегии с использованием опыта принятых ранее решений.
***

Этапы стратегического планирования

Этапы стратегического планирования

Стратегическое планирование – многоступенчатый управленческий процесс, состоящий из нескольких стадий. К таким шагам относятся:

  • Формирование миссии, ключевых целей;
  • Стратегический анализ;
  • Выбор стратегии;
  • Её реализация;
  • Оценка и контроль её исполнения.

Определение миссии, ключевых целей.

Миссия компании формирует её цель, философию, направление деятельности. Она влияет на принципы работы предприятия, его статус, основные хозяйственные характеристики. Формирует имидж компании, отражает ценности. Помогает в разработке корпоративных стандартов. Обеспечивает взаимосвязь организации с внешним окружением: населением, экономикой, политической системой.

Миссия закладывает вектор будущего развития компании. Демонстрирует, в какую сторону нужно направить усилия. Она не зависит от финансовой стабильности и состояния предприятия на данный момент времени. Несмотря на то, что причиной существования коммерческих организаций является получение прибыли, их миссия должна преследовать другие цели.

Цель стратегического планирования – подробное описание миссии компании. Она создаёт чёткие ориентиры её развития на определённый временной интервал. Быть конкретными, соизмеримыми, не противоречить миссии и ресурсам, имеющимся в распоряжении компании. Быть адресными и контролируемыми. Это необходимо, чтобы планирование не было «оторванным» от реальной жизни.

***

Стратегический анализ

Стратегический анализ

Включает подробное изучение внешней, внутренней среды, в которой функционирует компания. Внешнее окружение формируют следующие факторы:

  • Экономическая ситуация региона или страны;
  • Нормативно-правовые требования для осуществления данного вида деятельности;
  • Политические, общественные, социально-культурные влияния на рынок;
  • Потребности и предпочтения потребителей, правила, действующие на рынке.

Внутренний анализ производится с учётом:

  • Качества собственных продуктов и услуг;
  • Оценки сегмента рынка, занимаемого компанией;
  • Реализуемой ценовой политики;
  • Эффективности рекламной деятельности;
  • Используемых ресурсов, издержек производства;
  • Вариантов оптимизации.

Стратегические планы составляются на основе фактических данных, содержащих подробную информацию о состоянии рынка, клиентах, конкурентах. Их составляют на основе двухмерных матриц, помогающих анализировать работу подразделений, качество продуктов, состояние производства по различным критериям.

Как повысить продуктивность на максимум и успевать за день в 3 раза больше

Привет! Я создатель “ЛидерТаск”, и знаю секрет, как утроить вашу продуктивность. Наш умный планировщик с 50+ функциями – это ключ к вашему суперэффективному дню.

Иван Абрамовский
Иван Абрамовский
Основатель планировщика ЛидерТаск

Представьте: умные списки задач, которые сами сортируются по приоритетам, система “Фокус” для концентрации на главном и максимальной отдачи. Добавьте сюда гибкие напоминания и быстрые заметки для внезапных идей.

“ЛидерТаск” адаптируется под ваш стиль: настраивайте интерфейс, создавайте свои метки и фильтры. Работайте офлайн, используйте виджеты для мгновенного доступа и встроенный календарь.

Хотите успевать втрое больше каждый день?

Скачайте бесплатную версию “ЛидерТаск” прямо сейчас и станьте мастером своего времени!
Уже скачали 15 631 человек

Для реализации стратегического анализа используется три подхода:

  1. Один из подходов – табличный, в нем значения изучаемых параметров располагаются в порядке возрастания по мере отдаления от графы. Анализ выполняют по диагонали, от левого верхнего угла к нижнему правому.
  2. Координатный, где значения увеличиваются по мере удаления от центра пересечения линий координат. Анализ проводится от левого нижнего к правому верхнему показателю.
  3. Логический. В данном случае краткий анализ проводится от правого нижнего к левому верхнему углу.

Выбор стратегии

Стратегия указывает путь к достижению цели. Определяет курс развития на длительный срок. Затрагивает все сферы деятельности компании, включая форму выпуска продукции, персонал, положение на рынке. При разработке стратегии рассматривается несколько вариантов развития событий, и выбирается лучший из них. При этом учитываются следующие моменты:

  • Конкурирующая среда;
  • Перспективы развития сферы, в которой функционирует организация;
  • Технологии, имеющиеся у неё в распоряжении.

Стратегия должна приводить к достижению конечной цели. Выбрав стратегию развития и пребывания на рынке, предприятие двигается в нужном направлении. В упрощённом виде варианты стратегического развития могут быть следующими:

  • Ограничение роста. Считается самым безопасным вариантом ведения бизнеса. В качестве ориентира развития в данном случае используются утверждённые показатели. Например, планы продаж, составляющиеся на основе планов предыдущих периодов.
  • Свободный рост сопровождается постепенным увеличением установленных показателей, которых нужно достигнуть в краткосрочном и долгосрочном периодах. Данный тип развития подходит для молодых компаний, начинающих развитие в свободных рыночных нишах. Их рост происходит за счёт увеличения ассортимента или открытия новых продажных точек в различных городах.
  • Сокращение из-за уменьшения показателей. Это происходит при ликвидации бизнеса, закрытии неприбыльных или убыточных торговых объектов, сокращении производства из-за кризисных ситуаций в экономике или смене приоритетов деятельности.

Сокращение подразумевает три варианта развития событий:

  • Первое – ликвидацию, с полной распродажей активов и материальных запасов компании;
  • Второе – отсечение ненужного (подразделений или видов деятельности);
  • Третье – переориентацию (частичное сокращение деятельности для увеличения прибыли).

Данные стратегии могут использоваться по отдельности или в комплексе.

Реализация стратегии

В реализации стратегии принимают участие все сотрудники. Каждый из них выполняет собственные функции и задачи для достижения нужного результата. Для успешного выполнения стратегии необходимо соблюдение следующих условий:

  • Донести до каждого сотрудника содержание миссии, целей, стратегии компании для достижения их понимания действий руководства, вовлечения в процесс реализации целей.
  • Обеспечить своевременное поступление всех нужных ресурсов.
  • Сформировать целевые установки для движения по намеченному плану.
  • Ответственно выполнять задачи на каждом уровне.

На данном этапе производится разработка важнейших ориентиров стратегического планирования: тактики, политики, процедур и правил существования компании.

Оценка и контроль выполнения

Это заключительный этап стратегического планирования, в ходе которого производится сравнение прогнозируемых и достигнутых результатов с оценкой показателей рентабельности. Цель оценки – получить ответы на следующие вопросы:

  • Насколько стратегия согласована с возможностями компании?
  • Заложены ли в ней предполагаемые угрозы и риски?
  • Хватит ли у предприятия ресурсов для её реализации?
  • Учитывает ли она внешнее, внутреннее окружение?
  • Является ли выбранный стратегический путь лучшим вариантом использования ресурсов компании?

Для оценки и анализа стратегии применяются количественные и качественные критерии.

***

Организация стратегического планирования в ЛидерТаск

Главный экран ЛидерТаск полный экран

Любое планирование требует чёткого структурирования. Корректно составленный, реально достижимый стратегический план – залог успеха и эффективного развития любой компании. Для их составления, корректировки, контроля исполнения удобно использовать специальное программное обеспечение – электронный планировщик российской разработки ЛидерТаск.

В приложении можно составлять списки дел, будущих, текущих задач. Устанавливать цели, структурировать их в виде дерева с присвоением приоритетности. Вносить любые изменения в задачи и проекты. Обмениваться информацией с коллегами и подчинёнными. Делегировать выполнение задач с контролем прогресса и сроков. В приложении присутствует опция цветового выделения важных заданий, календарное отображение задач. Предусмотрен разнообразный набор инструментов для планирования на день, неделю, год, другие периоды.

***

Заключение

Мы рассмотрели тему стратегического планирования и убедились в том, насколько данный инструмент важен для развития и процветания компаний в современных бизнес условиях. С его помощью предприятие может определить свою выгодную нишу на рынке и получить преимущества среди конкурентов. Грамотный стратегический план даёт объективное понимание текущей ситуации для успешного планирования будущего. Во время стремительных перемен стратегическое мышление и видение – это мощный фактор успеха любого руководителя.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
Похожие статьи
***
Тест на критическое мышлениеТест на критическое мышление

Критическое мышление — это процесс целенаправленного, саморегулируемого суждения, направленного на анализ, оценку и интерпретацию информации. Простыми словами, это способность здраво рационально рассуждать, выявлять ошибки в аргументах, понимать логическую связь между идеями и фактами, избегать когнитивных искажений и выстраивать логические цепочки. Способность мыслить критически помогает человеку принимать правильные решения в повседневной жизни и профессиональной деятельности, а… Читать далее Тест на критическое мышление

Хороший руководитель: что нужно делать, чтобы им статьХороший руководитель: что нужно делать, чтобы им стать

Рассказываем, как получить руководящую должность и что для этого нужно

Вехи проекта: как определить ключевые точки для успешного управленияВехи проекта: как определить ключевые точки для успешного управления

Когда проект идет не по плану, сроки срываются, задачи выполнены не вовремя, а команда теряется в приоритетах — это верный признак того, что в управлении не хватает четких контрольных точек.  Вехи проекта — ключевые этапы, которые помогают структурировать работу, отслеживать прогресс и вовремя вносить коррективы. С помощью инструмента ЛидерТаск внедрение системы контрольных точек становится простым… Читать далее Вехи проекта: как определить ключевые точки для успешного управления

Попробовать бесплатно