Половина успеха в любом деле определяется правильной постановкой целей, а это далеко не простая задача. Сегодня бизнес применяет различные методики, которые помогают достигать намеченных целей. Однако, например, при использовании SMART, KPI, Agile или SCRUM такой результат достигается преимущественно благодаря оптимизации рабочих процессов и повышению значимости горизонтальных связей.
Составляйте списки дел на каждый день, разбивайте сложные задачи на подзадачи и добавляйте других пользователей для совместной работы с проектами.
Отличительная черта же методики OKR — синхронизация действий команд со стратегическими целями. За счет этого сотрудники прикладывают как можно больше сил для достижения бизнес-целей компании. Изначально концепция OKR зародилась в Intel, а затем ее перенял Джон Доерр из Google. Сегодня OKR активно применяют такие компании, как LinkedIn, Uber, Avito и многие другие.
OKR — это система установки целей, позволяющая согласовывать действия на разных уровнях между отделами, командами и сотрудниками. Достигается это с помощью прозрачности и понятной иерархии целей. Расшифровка аббревиатуры OKR — Objectives and Key Results (Цели и Ключевые результаты). Под Objectives подразумеваются не просто цели, а направления, в которых нужно двигаться — путеводные звезды. Они могут быть абстрактными и представлять собой образ будущего, к которому стремится компания. При этом Objectives могут быть конкретными. Какими будут ваши цели, зависит от выбранной стратегии и видения организации. Key Results — это измеряемые показатели, позволяющие узнать, достигнуты цели (objectives) или нет. Чаще всего для этого используются какие-то метрики и цифры. В идеале ключевые показатели должны соответствовать принципу SMART, то есть быть конкретными, измеримыми, достижимыми, обоснованными и ограниченными по времени.
Данный метод помогает сфокусировать внимание во время планирования на самом важном. OKR позволяет поставить четкие приоритеты для достижения целей и управлять действиями сотрудников. Подтолкнуть персонал к поиску нестандартных решений, совместной работе и коммуникации. В организации OKR работает словно иерархия. Стратегические цели компании определяют цели отдельных подразделений и команд, из которых в дальнейшем возникнут индивидуальные цели сотрудников. Иерархия бывает вертикальной и горизонтальной, что помогает повысить вовлеченность коллектива и эффективность совместной работы.
OKR — это система целеполагания, которая состоит из двух элементов. Компания должна устанавливать цели на вырост. Успехом считается, если поставленные цели достигнуты на 70-75%. Если же достигнут показать в 100%, то это может быть связано с тем, что специально установлены заниженные цели. Objectives — это сверхцели.
Для мониторинга прогресса целей можно использовать один или несколько Key Results, но не больше пяти. Наилучшим вариантом будет работа с 2-3 метриками. Чем их будет меньше, тем лучше, так как проще держать цели в фокусе.
Установка OKR — двусторонний процесс, поэтому на этапе обсуждений и формирования целей подключаются все сотрудники. Во время работы над OKR коммуникация происходит в трех направлениях:
Предполагается, что 50% целей будут созданы сверху вниз, а остальные 50% — снизу вверх. На этапе установки OKR, ключевая задача руководства — добиться общего понимания приоритетных целей. Некоторые идеи могут оказаться важнее других, и понимание этого сэкономит много времени. Если сотрудники осознают ключевые цели, им будет проще отказаться от менее приоритетных дел и сосредоточиться на действительно важных.
Не ждите, что каждый отдел поддержит глобальные инициативы. У отделов есть своя специфика и специализация, что сказывается на принятии тех или иных бизнес-целей. К примеру, отдел маркетинга вряд ли поддержит цель по снижению стоимости производства, так как данная цель находится вне их зоны обязанностей и ответственности. Кроме стратегических целей, у команд и отделов должны быть свои локальные. Во-первых, на каждом уровне иерархии существуют возможности для роста и корректировки OKR. Во-вторых, ориентация только на глобальные цели может стать причиной непонимания и нарушения рабочих процессов на местах.
Сосредоточенность. В отличие от классических методологий постановки целей, OKR предлагает сконцентрировать внимание на самом значимом. В определенный период времени, например, квартал или год, может быть всего лишь от двух до пяти целей с максимум пятью ключевыми результатами для каждой. Благодаря ограниченному количеству целей намного легче добиться единого направления для всех, а усилия сфокусированы на самом важном для бизнеса.
Амбициозность. Цели должны быть амбициозными и вдохновляющими. Если вы выполнили план на 100%, то это означает, что вы поставили заниженные цели, а если менее 30%, то они оказались слишком завышенными. Ваши результаты должны быть в пределах 60-70%.
Нет привязки к зарплатам и премиям. Этот аспект перекликается с предыдущим. Привязывая цели к финансовым бонусам, вы можете столкнуться с ситуацией, когда большинство сотрудников целенаправленно занижают плановые показатели, чтобы его получить. OKR требует независимости целей от зарплат и любых видов премий. Но это не отменяет самой возможности бонусов за хорошую работу персонала. Руководитель должен поощрять без привязки к метрикам и целям.
Синхронизация и прозрачность. OKR компании, отделов и команд должны быть в открытом доступе для персонала организации. Прозрачность поможет улучшить взаимодействие в коллективе, а согласовывать работу и выставлять общие цели станет проще. Благодаря синхронизации компания будет двигаться в одном направлении. Если какая-то цель перестанет быть приоритетной, то организация сможет быстро перестроиться. Связь между работой отдельного сотрудника и стратегией бизнеса повышает продуктивность всего предприятия.
Мониторинг. Необходимо регулярно проводить совместные собрания и отслеживать прогресс выполнения OKR. Мониторинг позволяет оперативно выявить целый ряд проблем, которые требуется исправить. Также стоит уделить внимание обратной связи, как положительной, так и отрицательной, чтобы помочь сотрудникам лучше понимать свои сильные и слабые стороны и сделать более точные прогнозы по результатам работы.
Простота. Формулировать цели и ключевые метрики следует просто и понятно.
Гибкость. В отличие от методологии KPI, OKR подразумевает большую гибкость в управлении. Если вы поняли, что objective или key result больше не актуальны, или они были сформулированы неправильно, сразу их корректируйте. Не нужно ждать завершения отчетного квартала или года, убирайте цели и ставьте новые.
Цели происходят из стратегии компании, поэтому первым шагом в постановке целей будет разработка стратегии, базирующейся на видении организации и результатах ситуационного анализа. Затем необходимо сформулировать от одной до трех ключевых целей.
Процесс согласования целей происходит как по вертикали — с руководством, так и по горизонтали — между отделами. Сформулированные цели должны дойти до сотрудников, а те предоставить обратную связь и внести корректировки при необходимости. Как минимум половина целей формулируется сотрудниками самостоятельно.
После того как процесс целеполагания завершился на всех уровнях, начиная от топ менеджмента и заканчивая отдельными командами, следует определить ключевые результаты. Чаще всего Key Results измеримы, а не абстракты, но иногда ключевым показателем может быть отдельный проект.
Каждый месяц сверяйтесь с квартальными OKR и раз в квартал с годовыми. Если вы не приближаетесь к своей цели, возможно, стоит пересмотреть key results. Чем чаще вы обращаетесь к OKR, тем лучше.
Если выяснилось, что ключевой результат не позволяет оценить прогресс достижения цели, то его следует заменить. При этом убрать можно и цель, если вы осознали, что она перестала быть ключевой или появились более важные и требуется перераспределить ресурсы организации.
OKR предполагает постановку амбициозных целей, но не дает ответа на вопрос о том, как именно их достичь. Такой подход делает компанию более гибкой, позволяет перейти от линейного мышления и оптимизации процессов к созданию новых. Кроме того, OKR отличается от других методик, таких как KPI и SMART, тем, что ставит перед собой задачу не только определения целей, но и разработки стратегии и тактики их достижения. Это позволяет не только поставить масштабные цели, но и осознанно подойти к их выполнению, учитывая имеющиеся возможности и ресурсы компании.
Методика OKR полезна:
Крупным компаниям. В таких организациях довольно сложно поддерживать связь с сотрудниками и сохранять фокус на ключевых целях. OKR позволяет показать, как персонал и их действия влияют на результаты компании, а также поддерживать их мотивацию. Методика помогает создать более дружелюбную атмосферу в коллективе и подталкивает сотрудников к кооперации и общению.
Среднему бизнесу. Устойчивый бизнес в стадии зрелости, отыскавший эффективную бизнес-модель, может долгие годы оставаться на одном месте. OKR позволяет отыскать новые пути для роста.
Стартапам. OKR поможет сконцентрироваться на самых важных целях, которые помогут бизнесу вырасти и правильно распорядиться ограниченными ресурсами.
Руководителям. OKR может стать хорошим инструментом для начинающих руководителей, у которых еще мало опыта и нет “насмотренности”. OKR поможет понять, в правильном ли направлении двигается команда, и какая поддержка им необходима.
Важно подчеркнуть, что методика не подходит для линейных менеджеров, операционных сотрудников и рутинных задач — в таких случаях лучше использовать систему KPI. Однако, если вы руководитель команды или отдела, то внедрение OKR может значительно улучшить результаты работы. Не забывайте, что OKR — это способ постановки целей, который направлен на достижение лучших результатов, а не панацея от всех проблем компании. Если вам требуется оптимизация рабочих процессов, более правильным решением будет внедрить CRM-систему или изучить гибкие методологии Agile.