--> -->

Постановка целей по SMART

Жизнь без целей лишена смысла. При отсутствии необходимости куда-либо стремиться человек становится инертным, безынициативным. Теряет веру в себя, не реализует способности. Ничего не предпринимает для улучшения положения, довольствуясь минимально возможными благами, которые преподносит судьба. До какого-то времени такая ситуация может казаться вполне допустимой. Но, со временем она вызывает чувство безысходности, приводит к депрессии и хроническому стрессу.

Это утверждение в полной мере относится к бизнесу. Без чётко сформулированной цели, отсутствия понятия, как её достичь, компания не развивается. Её сотрудники не задерживаются в ней из-за низкого уровня заработной платы, отсутствия возможности карьерного роста. Правильно сформулированные цели помогают стать успешнее и организованнее. Добиться признания в бизнесе и личной жизни. Как их составить более эффективно, подскажет методика SMART.

Постановка целей по SMART в ЛидерТаск

Ставьте цели и задачи себе или вашим сотрудникам прямо в планировщике ЛидерТаск. Создавайте проекты и добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса. Достигайте своих целей и добивайтесь успеха.

Суть и описание методологии

Слово SMART переводится с английского языка как «умный». В тайм-менеджменте это понятие обозначает систему целеполагания, основанную на конкретности, измеримости, достижимости, важности целей и их определённости по срокам. Согласно методике SMART-цели должны быть понятными и прозрачными. Ведь если задачу можно понять несколькими способами, то кто-то из команды обязательно поймёт её неправильно.

Суть метода заключается в его аббревиатуре. В ней зашифрованы основные критерии, которыми должна обладать правильно сформулированная цель. Расшифровка SMART цели выглядит следующим образом:

  • Specific (конкретность). СМАРТ цели должны быть реалистичными и ясными в формулировке. Иметь прямое отношение к бизнесу. Учитывать его возможности и специфику. Отвечать на вопрос: Что мы хотим улучшить? (Увеличить объём продаж, освоить новые рынки и т.д.).
  • Measurable (измеримость). Цели должны иметь числовое выражение. Какую прибыль мы получим при выходе на новый рынок? Какая цифра будет означать, что цель достигнута (1 млн. рублей в месяц, 20% конверсии и т.п.).
  • Achievable (достижимость). Умные цели по SMART должны быть одновременно амбициозными и достижимыми. Чтобы достичь успеха, важно не забывать об имеющихся в распоряжении ресурсах. Их должно хватить на удовлетворение ваших потребностей и амбиций. Пример: Как достичь поставленную цель? Не слишком ли она сложная для нас? Что поможет или помешает её реализации? Наши основные конкуренты владеют 20% долей рынка. Но, наших ресурсов и возможностей достаточно, чтобы захватить 35%.
  • Relevant (актуальность). СМАРТ цели не могут противоречить ценностям и миссии компании. Должны соответствовать её основной деятельности. Стать толчком для дальнейшего развития и процветания. Пример: Для чего нам это нужно? Привлечение отдела сопровождения договоров для обзвона клиентов поможет увеличить процент повторных обращений на 50%.
  • Time-bound (ограниченность по времени). Для каждой цели устанавливаются конечные и промежуточные сроки исполнения, к которым должен быть, достигнут определённый результат. Пример: Сколько времени потребуется до финала проекта? Месяц, полгода, год и т.д.

Срок исполнения некоторых задач зависит от внешних условий: рыночной ситуации, договорённостей с подрядчиками. Поэтому его назначают в директивном порядке. Для других задач срок определяется после согласования с исполнителями и руководителем. При необходимости, его корректируют в ту или иную сторону, для возможных доработок, проведения изыскательских, исследовательских работ.

Чем меньше времени выделяется на задачу, тем сложнее её достичь. Это стоит учитывать при распределении заданий сотрудникам. Тогда они выполнят их качественно и оперативно.

Алгоритм формулирования целей по СМАРТ-технологии

SMART

Первый шаг: Изучение потребностей и проблем компании

Постановка целей по SMART начинается с формулировки потребностей. Необходимо оценить, какие области нуждаются в улучшении, изменении. Для определения «слабых» мест можно воспользоваться SWOT-анализом. Он наглядно продемонстрирует, какие факторы негативно влияют на эффективность компании. Что можно улучшить для получения преимуществ перед конкурентами.

Метод SMART – удобный инструмент целеполагания, применяющийся в различных сферах. С его помощью формулируют цели в маркетинге, управлении персоналом, финансовой, производственной среде. То есть во всех областях, подвергающихся планированию и управлению.

Ставя цель, выбирают одну сферу деятельности компании, руководствуясь правилом: «одна СМАРТ-цель = один результат». На данном этапе разрабатывают краткое описание, что нужно компании. Например, вам необходимо улучшить работу по привлечению клиентов, увеличив их количество. Общая формулировка данной цели будет звучать, как: «Увеличение числа новых клиентов».

Второй шаг: Проверка актуальности и важности цели

Итогом достижения цели должно стать улучшение работы компании. То есть от её осуществления должна быть экономическая и финансовая выгода. Пример: Освоение новых рынков увеличит число клиентов. Организация получит большую выручку. Это приведёт к росту прибыли, эффективному развитию, дальнейшей модернизации компании.

Цели должна быть значимой, весомой, амбициозной. Давать конкретный ответ на вопрос: «Зачем?» Но, при этом актуальной и реально выполнимой. Если вы хотите привлечь больше клиентов, но ваш отдел продаж недостаточно эффективно работает с уже существующей клиентской базой, увеличение числа заявок приведёт к коллапсу. Сотрудники просто не смогут качественно обслужить клиентов. Они уйдут, а вместе с ними можно лишиться уже существующих связей. Такая ситуация чревата убытками и финансовыми потерями для компании, утратой доверия клиентов. Поэтому, планируя и формулируя цели, важно соотносить и оценивать возможности их реализации.

Третий шаг: определение количественных показателей

Для количественной оценки цели можно использовать выручку, конверсию, охват аудитории, количество вернувшихся покупателей и другие метрики. Они должны демонстрировать разницу: было/стало. На данном этапе планируется желаемая выручка, прибыль или другие показатели. Прогнозируемая цифра должна быть достижимой и реальной. Иначе цель потеряет свой смысл.

Например, вы хотите увеличить число клиентов. SMART цель на данном этапе: «Увеличение количества клиентов на 15%». Для более конкретной формулировки нужно указать срок её исполнения.

Четвёртый шаг: Установка дедлайна

У цели должен быть конечный срок реализации. График выполнения задач с указанием плановых дат завершения дел по каждому этапу. Он поможет контролировать рабочий процесс, не позволит упустить из виду важные задачи. Срок выполнения целей должен быть реалистичным.

Чтобы успеть выполнить все действия для достижения нужного результата его нужно планировать с запасом. Для его уточнения можно использовать статистику предыдущих периодов. Например, на запуск рекламной кампании по привлечению клиентов выделяется 3 месяца. Формулировка данной цели будет звучать как: «Увеличение числа новых клиентов на 15% за 3 месяца».

При планировании периода достижения цели стоит ограничиться тремя месяцами, полугодием или годом. Более длительные сроки расфокусируют команду, работающую над её реализацией. Сотрудники просто забудут о том, что нужно было сделать. А сама цель под воздействием различных внешних факторов перестанет быть актуальной для компании.

Постановка дедлайна при формулировании цели поможет эффективнее спланировать задачи. Распределить их на выбранный период. Если срок её достижения более трёх месяцев, цель нужно разбить на несколько промежуточных этапов. Так будет проще контролировать прогресс.

Пятый шаг: Проверка достижимости цели

Чтобы выяснить этот вопрос, нужно выяснить все ресурсные ограничения. К ним относят:

  • Время.
  • Трудовые, информационные ресурсы.
  • Денежные средства.
  • Компетенции и другие средства, необходимые для успешного выполнения проекта.

Если анализ показывает, что у компании в распоряжении есть достаточное количество ресурсов, можно приступать к формулированию цели и её дальнейшей реализации. Если чего-то не хватает, нужно решить, где взять недостающие ресурсы.

Правильная цель по СМАРТ должна быть достижимой. Учитывать стоимость рынка и рентабельность затрат. Прибыль от её достижения должна перекрывать затраты. Иначе деньги и время работников компании будут потрачены впустую.

Шестой шаг: Конкретизация цели

Чтобы цель была достижимой, она должна иметь чёткую и прозрачную формулировку. Быть понятной всем, кто принимает участие в её осуществлении. Для этого при постановке цели используются глаголы действия. Это сделает её практически применимой. Указываются показатели, которых необходимо достичь в количественном выражении. Определяется конечный срок, к которому должны быть завершены работы.

Модель постановки цели по методологии SMART представим в виде таблицы:

 

Действие

Показатель

Количественное выражение

Период выполнения

Шаги для получения результата

Достичь

Заработать

Получить

Увеличить

Выполнить

Прибыль, трафик, количество клиентов, товаров, объём продаж, договоров, заказов

100 млн. рублей, на 35%,

1000 новых клиентов, в три раза, 200 договоров

За месяц

До 20 мая

До конца 2022 года

Завоевать лучшие позиции на рынке

Автоматизировать производственные процессы

Развить новые направления

Размытые, не конкретные цели не приведут к нужному результату. Вот несколько примеров неправильно составленных целей, взятых из жизни компаний:

  • Улучшить качество обслуживания клиентов.
  • Получить конкурентные преимущества на рынке.
  • Повысить интерес подчинённых к работе.
  • Увеличить профессионализм исполнителей.

Данные формулировки не соответствуют ни одному из критериев СМАРТ-технологии. Они не конкретные, не актуальные. Не имеют срока исполнения. Их реализацию невозможно проконтролировать и измерить в количественных показателях. Поэтому к конкретному результату они не приведут.

Как СМАРТ-цели помогают развитию бизнеса

Как помогают бизнесу SMART-цели?

Метод SMART применим ко всем видам деятельности. Это – хороший инструмент мотивации сотрудников. Они наглядно отображают, что должен сделать каждый участник процесса. Каким будет его вклад в общее дело и как это отобразится на его финансовом благополучии. Используя технику СМАРТ, команде проще сфокусироваться на выполнении конкретных задач. А саму цель легче разбивать на задачи для её выполнения.

По СМАРТ-целям легче составлять пошаговые инструкции, описывающие шаги на пути их достижения. Благодаря чёткости, определённости и ясном видении будущего результата, их проще применять на практике. Они помогают оценить, хватит ли у компании времени, денег и других ресурсов для достижения запланированного результата. Предусмотреть порядок действий при форс-мажорных обстоятельствах.

Владение технологией постановки SMART-задач облегчает работу проектных менеджеров. Данный инструмент подходит для деловых и личных целей. Универсальность, прозрачность, удобство целеполагания сделало его популярным в IT и digital-сфере.

Правила применения СМАРТ-методологии

У метода существуют определённые правила. Это:

  • Правильная расстановка приоритетов. Ключевой критерий в СМАРТ-целеполагании: «Relevant», то есть важность, актуальность. Понимание не того, что нужно сделать, а зачем.
  • Письменное обозначение. Для этого можно использовать ежедневники или специальные компьютерные программы. Это необходимо для своевременных корректировок и доработок по ходу реализации намеченного плана.
  • Гибкость. На цель могут повлиять различные факторы. Поэтому она обязательно должна быть адаптивной.
  • Мотивация. Постановка целей руководителям подразделений, отделам, работникам - сопровождается разработкой показателей эффективности их выполнения. Это может быть премия, дополнительные выплаты к заработной плате и другие варианты мотивирования.

Постановка целей по SMART в приложении ЛидерТаск

Главный экран ЛидерТаск полный экран

Достигать поставленных целей можно разными способами. Но, в первую очередь, для их успешной реализации необходим хороший план. Для контроля и анализа прогресса цель должна быть задокументирована. То есть, зафиксирована на бумаге или в электронном виде.

ЛидерТаск – современное, функциональное приложение для постановки целей по методике СМАРТ. С его помощью можно эффективно управлять личным и рабочим временем. Создавать задачи, делегировать их другим сотрудникам. Организовывать совместную работу для быстрого достижения поставленных целей.

Электронный помощник ЛидерТаск совмещает функции органайзера дел, планировщика задач, таск-менеджера и системы управления проектами. Его можно использовать для группировки задач в проекты, создания подзадач. Прикреплять в них любые файлы, заметки и комментарии. Создавать задачи из электронной почты. Обмениваться комментариями. Использовать дополнительные инструменты:

  • Персональный почтовый клиент;
  • Диаграмму Ганта;
  • Матрицу срочных и важных дел;
  • Лестницу целей;
  • Канбан-доску и т.д.

Приложение работает на всех цифровых платформах. Имеет полноценную мобильную версию. Может использоваться в оффлайн-режиме, без выхода в интернет.

Заключение

Среди достоинств метода стоит отметить:

  • Определённость результата. Если цель чётко сформулирована, её проще и быстрее достичь.
  • Простоту применения. Описание цели по СМАРТ-алгоритму – практически готовый план действий.
  • Экономию времени персонала. Зная, что и как нужно делать в рамках задачи, сотрудники выполнят её качественно, эффективно и оперативно.

SMART-система – универсальный инструмент для управления целями и задачами. Подходит для личной жизни, индивидуальной деятельности. Может использоваться в разработке стратегии крупных производственных компаний. СМАРТ-цели эффективны благодаря ясности, чёткости формулировки. Они всегда конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени. Соблюдение перечисленных критериев при постановке целей, позволит добиться лучших результатов с меньшими ресурсными затратами. Сделать жизнь организованной и успешной. Помочь бизнесу выйти на качественно новый уровень.

LeaderTask
Космонавтов, 11, помещение 1
Ярославль, РФ 150062
+7 (4852) 68-58-20 911@leadertask.com