Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Как делать SWOT-анализ

Ярослав Кириллов
14 августа 2023
7 минут
5/5 - (1 голос)

До внедрения в жизнь бизнес идей «на миллион» нужно оценить сильные, слабые стороны будущего продукта или услуги, разработать стратегию его продвижения на рынке с учетом конкуренции и сопутствующих рисков. Для этого используется SWOT analysis — аналитический метод, оценивающий все прямые и косвенные факторы, влияющие на бизнес. С его помощью можно анализировать что угодно: от нового продукта, выпускаемого на рынок, маркетингового плана, до собственного здоровья, достижений или перспектив продвижения по карьерной лестнице. Подробнее про SWOT-анализ хотим рассказать вам в этой статье.

Что это такое: сущность, расшифровка

Что такое SWOT-анализ?

SWOT-анализ – один из методов стратегического планирования, применяющийся для оценки сильных, слабых сторон фирмы, ее конкурентоспособности с учетом всех внешних и внутренних угроз. Название методологии SWOT analysis расшифровывается по буквам таким образом: S — Strengths, W — Weakness, O — Opportunities, T — Threats, где:

  • Strengths, означает сильные стороны организации
  • Weakness, называются слабые стороны
  • Opportunities, означает факторы внешней среды
  • Threats, переводится как «угрозы» для компании

Понятие SWOT-анализ было впервые озвучено в 1963 году, на международной конференции в Гарварде, профессором Кеннетом Эндрюсом, и стала использоваться компаниями для стратегического планирования.

Матрица состоит из четырех сегментов, каждый из которых имеет большое значение в рамках определения факторов и оказывает влияние на деятельность фирмы:

S или StrengthsСильные стороныЭто внутренние факторы, обеспечивающие преимущества организации на рынке, выделяющие ее продукцию и достоинство на фоне конкурентов. Например: правильная модель маркетинга, красивая упаковка товара, расширенный сервис.
W или WeaknessesСлабые местаК ним относятся моменты деятельности фирмы, требующие изменения или доработки, которые могут привести к снижению конкурентоспособности или снижению объема продаж. Например: плохая работа службы качества.
O или OpportunitiesВозможностиЭто внешние факторы, признаки, события на рынке, в экономической жизни страны, которые могут в дальнейшем положительно повлиять на развитие организации. Например: снижение ставки таможенного сбора, появление новых технологий.
T или ThreatsУгрозыНеблагоприятные рисковые события, приводящие к проблемам бизнеса. К пример: повышение налогов.

Объектом аналитики может быть сама компания, ее отделы, бренд, торговые объекты, отдельные элементы бизнеса, товары, услуги или даже личности.

***

Для чего используется

Для чего нужен SWOT-анализ

Зачем использовать SWOT-анализ? Основная цель СВОТ-анализа предполагает построение стратегии предприятия или проекта с учетом всех категорий факторов, оказывающих на него влияние. В процессе практического исследования swot analysis происходит выявление конкурентных преимуществ организации, оценивается состояние внешнего окружения, подбираются наиболее эффективные методы его развития, помогает определить слабые компоненты бизнес системы. Применение swot analysis на практике подойдет как компаниям с большим стажем деятельности (для разработки алгоритма антикризисных мероприятий, актуализации формы стратегии), так и стартапам для успешного запуска продукта, опережения конкурентов, развернуть структуру команды. SWOT-анализ помогает:

  • Быстро приспосабливаться к изменениям. Оценивая перспективы продукта или услуги на рынке, предприятие оперативно в нужный момент подстраивается под тренды и требования индустрии, формируя правильно составленное уникальное торговое предложение.
  • Разбор итогов деятельности за определенный период времени. Swot analysis позволяет рассмотреть рост компании, показывает улучшения параметров в работе, а также включает новые угрозы для бизнеса, появившиеся за это время.
  • Предусматривать и оценивать риски при запуске нового продукта. Чтобы получить выдающиеся результаты, нужно применять то, чего не делают другие. Но как понять, какой продукт принесет реальную прибыль, а какой с треском провалится? Для этого предназначен swot analysis.
  • Рассматривать и своевременно выявлять внешние, внутренние угрозы и вызовы, принятие необходимых поправок в стратегию. Наметить точки роста для получения преимуществ перед конкурентами. Сопоставить схему роста с конкурентами.
  • Необходимость направить ресурсы для решения проблемы неликвидного продукта или услуги, не приносящей прибыли. Как пример: клиенты выбирают продукцию другой компании из-за того, что служба технической поддержки несвоевременно обрабатывает их заявки. В процессе SWOT analysis изучается работа сотрудников, принимаются способы решения о возможных кадровых перестановках или автоматизации процессов обслуживания клиентов.

С помощью swot analysis выявляются преимущества и «узкие места» в деятельности организации. Определяется степень влияния на нее внешней среды. С применением swot analysis уточняется, каким образом можно использовать свои сильные стороны, чтобы противостоять существующим и вновь появляющимся угрозам. Насколько недостатки организации влияют на ее развитие, положение в отрасли.

***

Преимущества и недостатки

Для проведения SWOT-анализа не нужно обладать специфическими знаниями или аналитическим опытом. Однако у этой простой теории есть свои «подводные камни». Результативность исследования зависит от добросовестности и ответственности всех его участников. То есть у метода есть плюсы и минусы:

ПреимуществаНедостатки
Универсальность.
С его помощью можно исследовать целую страну, компанию или ее составную часть.
Субъективность оценки.
Методика охватывает мнения проводящей ее людей, у которых могут быть разные представления о сильных или слабых сторонах компании.
Простота.
Для использования техники не нужно проходить обучение.
Сложность интерпретации результатов.
Из-за отсутствия универсальных инструкций и четких критериев для оценки.
Комплексный подход.
Рассматриваются внешние, внутренние факторы, влияющие на бизнес.
Ограничение четырьмя группами факторов.
Бывает в некоторых случаях необходимо более подробное разделение преимуществ или угроз.
Обоснованная оценка.
Данная отчет объединяет факты с субъективной оценкой. На их основе возможно оформить эффективную стратегию для любой компании.
Быстрая потеря актуальности результатов.
SWOT матрица отражает деятельность фирмы «здесь и сейчас», не затрагивая события, которые могут произойти после исследования. Значит для сохранения актуальности данных анализ должен делаться регулярно.
Использование в долгосрочной или краткосрочной перспективе.
SWOT-анализ можно использовать для разработки оперативных мероприятий или для составления стратегических планов на удаленный период.
Отсутствие количественных показателей.

SWOT-анализ позволяет руководству и собственникам компании понятно рассмотреть свой бизнес с разных сторон. Но он не дает описание точных числовых оценок и не учитывает время. Данные, которые вы получите сегодня, могут сильно отличаться от результатов следующего года.

***

Как проводится SWOT-анализ

Как провести SWOT-анализ

Для получения корректной информации, которая принесет реальную пользу компании, при выполнении swot analysis нужно соблюдать следующие советы и правила:

  • Использовать проверенные сведения и принципы.
  • Избегать субъективных оценок.
  • Изучать только существенные и важные вопросы.
  • Создать таблицу краткой и информативной.

Для начала утверждается состав группы участников. В нее входят специалисты, хорошо ориентирующиеся в характеристиках, особенностях услуги или продукта, владеющие информацией о текущей ситуации, сложившейся на рынке. Общее количество участников группы в swot analysis обычно не превышает 7 человек, так как большими коллективами сложнее управлять. Перед встречей каждый из них получает письмо, описывающее формат встречи, суть используемого метода и перечень данных, которые нужно подготовить для исследования. Это особенно важно, если матрица SWOT составляется в первый раз. Оптимальная продолжительность встречи по SWOT-анализу составляет 1,5 часа.

Далее:

1. Заключается список вопросов. По каждой ячейке они задаются отдельно. Например, таблица может выглядеть так:

SWOT
Наши конкурентные преимущества?Какие у нас «слабые стороны»?Как влияет на компанию тенденции рынка?Что представляют собой наши конкуренты?
Что мы делаем лучше других?Что мы делаем хуже конкурентов?Что мы можем почерпнуть для компании в данной экономической ситуации?Кто из них является для нас угрозой?
Какие ресурсы есть у нас в распоряжении?На что жалуются наши клиенты?Какие нам предоставляются дополнительные ресурсы?Насколько устойчивы наши позиции в отрасли?
Что нравится в нас клиентам?Что мы можем улучшить в работе?Какие возможности открываются?Как изменяется стоимость нашей продукции?
Какие активы есть у компании?Каковы наши шансы на дополнительное финансирование?Насколько надежны наши поставщики?

Списки можно продолжать писать до бесконечности. Каждому из них присваивается приоритет. Блоки вопросов с низким уровнем приоритетности оставляют «до следующего раза». При SWOT-анализе стоит следовать технике Парето: ответив на 20 % вопросов из списка, вы получите 80 % данных.

2. Фокусная группа отвечает на вопросы, регистрирует результаты. Для каждого отдельного квадранта диаграммы формулируется собственный вывод.

3. На основе аналитических данных разрабатывается стратегическая политика компании. При этом учитываются все возможные парные комбинации. На этом этапе стоит написать стратегии на базе парных комбинаций:

  • возможности + сильные черты;
  • возможности + слабые стороны;
  • угрозы + сильные черты;
  • угрозы + слабые стороны.

Начинать заполнение таблицы лучше с сильных сторон. Далее её можно править и переходить к обсуждению проблемных мест в работе компании, стараясь быть максимально объективными, честными в оценке. Это поможет быстро выявить недочеты, составив эффективный план их устранения. При запуске нового продукта или услуги участники исследования должны иметь представление о потребностях и предпочтениях своей целевой аудитории, знать о том, что происходит у конкурентов.

***

Как работать с результатами

После заполнения матрицы SWOT и написания выводов, составляется план действий. Для подведения итогов можно использовать следующие вопросы:

  • Вопрос анализа 1. На каких сильных сторонах продукта необходимо сделать акцент при общении с клиентами?
  • Вопрос анализа 2. Какие положительные характеристики нужно усилить и развить?
  • Вопрос анализа 3. В чем нуждается компания или продукт на данном этапе? Как это получить?
  • Вопрос анализа 4. Что сделать для устранения «узких мест»?
  • Вопрос анализа 5. От каких угроз компанию можно обезопасить полностью или минимизировать их возникновение?

Для оценки результата исследования SWOT-анализа используется два метода:

  • Участники анализа присваивают каждому пункту баллы, в зависимости от их важности для компании. Например, от 1 до 5. Вопросы с оценкой 5 важны в данный момент, они принесут пользу бизнесу в будущем и соответствуют утвержденной ранее стратегии. Действия с 1 – уже не актуальны для компании.
  • С помощью swot analysis оценивается значимость и вероятность событий. Значимость – это важность, она оценивается по пятибалльной системе. 5 – очень важный вопрос, 1 – не важный. Вероятность в swot analysis показывает, может ли это событие произойти в ближайшее время, например, в течение месяца.

По результатам SWOT-анализа разрабатывается стратегия компании.

***

Пример SWOT анализа

Пример SWOT analysis может быть проведен для любой компании, в данном случае рассмотрим пример анализа, который можно провести для кафе:

Сильные стороны при анализе:

  1. Уникальное меню и качественные кулинарные изыски
  2. Уютная атмосфера и дружелюбный персонал
  3. Привлекательное месторасположение и высокий уровень проходимости

Слабые стороны при анализе:

  1. Ограниченное пространство и ограниченная численность посадочных мест
  2. Недостаточно разнообразные услуги и отсутствие развлекательных мероприятий
  3. Неспособность привлечь новых клиентов и удержать постоянных

Возможности при анализе:

  1. Расширение меню и добавление новых категорий блюд
  2. Разработка программ лояльности для постоянных клиентов и акций для привлечения новых
  3. Организация тематических вечеров и мастер-классов для повышения привлекательности

Угрозы при анализе:

  1. Конкуренция со стороны других кафе и ресторанов в районе
  2. Ухудшение экономической ситуации в стране и снижение уровня потребительского спроса
  3. Изменения в законодательстве и повышение налоговой нагрузки на предприятия общественного питания
***

Как использовать ЛидерТаск для SWOT-анализа

ЛидерТаск

Для разработки и внедрения в жизнь стратегических планов существует множество современных инструментов и шаблонов. С их помощью вы легко структурируете поступившую информацию, быстро составите списки вопросов для встречи по SWOT анализу.

Например, приложение ЛидерТаск можно использовать для управления любыми проектами, стратегического и текущего планирования, в том числе, с подготовкой SWOT-анализа. Вы можете распределить входящие задания по важности и приоритетности. Проанализировать деятельность организации, используя информативные графики продуктивности и доски Канбан, оценить сильные и слабые стороны каждого из участников проекта.

В приложение встроено множество полезных функций, включая персонального почтового клиента, матрицу важных и срочных дел, лестницу целей. Сервис синхронизируется со многими популярными программами и платформами, содержит полный набор инструментов для всех видов планирования. Объединяет возможности планировщика, органайзера, таск-менеджера и полноценной системы управления проектами. Способствует повышению эффективности работы в команде. Работает на всех цифровых устройствах, в том числе без интернета, в оффлайн режиме.

***

Заключение

SWOT analysis – эффективный инструмент для стратегического развития компании, ее отдельных подразделений или отрасти в целом. Он помогает бизнесу быстро сориентироваться в кризисных ситуациях, дает предварительную оценку перспектив продукта или услуги при выводе на рынок. Также эту технику можно использовать регулярно, для корректировки, актуализации планов. Данная методика не дает конкретных цифр, но дает новые идеи и возможности для развития. Главное использовать для исследования проверенные, объективные данные, не перегружать таблицу лишней информацией и фокусироваться на главном.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
5/5 - (1 голос)
Планировщик-органайзер для профессионала
Наслаждайся
простотой и удобством
планирования своих
задач.
Скачать