До внедрения в жизнь бизнес идей «на миллион» нужно оценить сильные, слабые стороны будущего продукта или услуги, разработать стратегию его продвижения на рынке с учетом конкуренции и сопутствующих рисков. Для этого используется SWOT анализ — аналитический метод, оценивающий все прямые и косвенные факторы, влияющие на бизнес. С его помощью можно анализировать что угодно: от нового продукта, выпускаемого на рынок, маркетингового плана, до собственного здоровья, достижений или перспектив продвижения по карьерной лестнице. Подробнее про анализ SWOT хотим рассказать вам в этой статье.
SWOT анализ – один из методов стратегического планирования, применяющийся для оценки сильных, слабых сторон фирмы, ее конкурентоспособности с учетом всех внешних и внутренних угроз. Название методологии SWOT расшифровывается по буквам таким образом: S — Strengths, W — Weakness, O — Opportunities, T — Threats, где:
Понятие данной аббревиатуры было впервые озвучено в 1963 году, на международной конференции в Гарварде, профессором Кеннетом Эндрюсом, и стала использоваться компаниями для стратегического планирования.
Матрица состоит из четырех сегментов, каждый из которых имеет большое значение в рамках определения факторов и оказывает влияние на деятельность фирмы:
S или Strengths | Сильные стороны | Это внутренние факторы, обеспечивающие преимущества организации на рынке, выделяющие ее продукцию и достоинство на фоне конкурентов. Например: правильная модель маркетинга, красивая упаковка товара, расширенный сервис. |
W или Weaknesses | Слабые места | К ним относятся моменты деятельности фирмы, требующие изменения или доработки, которые могут привести к снижению конкурентоспособности или снижению объема продаж. Например: плохая работа службы качества. |
O или Opportunities | Возможности | Это внешние факторы, признаки, события на рынке, в экономической жизни страны, которые могут в дальнейшем положительно повлиять на развитие компании. Например: снижение ставки таможенного сбора, появление новых технологий. |
T или Threats | Угрозы | Неблагоприятные рисковые события, приводящие к проблемам бизнеса. Пример: повышение налогов. |
Объектом аналитики может быть сама компания, ее отделы, бренд, торговые объекты, отдельные элементы бизнеса, товары, услуги или даже личности.
Зачем использовать СВОТ анализ? Основная цель СВОТ-анализа предполагает построение стратегии предприятия или проекта с учетом всех категорий факторов, оказывающих на него влияние. В процессе практического исследования происходит выявление конкурентных преимуществ компании, оценивается состояние внешнего окружения, подбираются наиболее эффективные методы его развития, помогает определить слабые компоненты бизнес системы. Применение методики на практике подойдет как компаниям с большим стажем деятельности (для разработки алгоритма антикризисных мероприятий, актуализации формы стратегии), так и стартапам для успешного запуска продукта, опережения конкурентов, развернуть структуру команды. SWOT-анализ помогает:
С помощью данной методической техники выявляются преимущества и «узкие места» в деятельности компании. Определяется степень влияния на нее внешней среды. Уточняется, каким образом можно использовать свои сильные стороны, чтобы противостоять существующим и вновь появляющимся угрозам. Насколько недостатки компании влияют на ее развитие, положение в отрасли.
Для проведения этого анализа не нужно обладать специфическими знаниями или аналитическим опытом. Однако у этой простой теории есть свои «подводные камни». Результативность исследования зависит от добросовестности и ответственности всех его участников. То есть у метода есть плюсы и минусы:
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Универсальность. С его помощью можно исследовать целую страну, компанию или ее составную часть. | Субъективность оценки. Методика охватывает мнения проводящей ее людей, у которых могут быть разные представления о сильных или слабых сторонах компании. |
Простота. Для использования техники не нужно проходить обучение. | Сложность интерпретации результатов. Из-за отсутствия универсальных инструкций и четких критериев для оценки. |
Комплексный подход. Рассматриваются внешние, внутренние факторы, влияющие на бизнес. | Ограничение четырьмя группами факторов. Бывает в некоторых случаях необходимо более подробное разделение преимуществ или угроз. |
Обоснованная оценка. Данная отчет объединяет факты с субъективной оценкой. На их основе возможно оформить эффективную стратегию для любой компании. | Быстрая потеря актуальности результатов. SWOT матрица отражает деятельность фирмы «здесь и сейчас», не затрагивая события, которые могут произойти после исследования. Значит для сохранения актуальности данных анализ должен делаться регулярно. |
Использование в долгосрочной или краткосрочной перспективе. SWOT расчет можно использовать для разработки оперативных мероприятий или для составления стратегических планов на удаленный период. | Отсутствие количественных показателей. |
SWOT методика позволяет руководству и собственникам компании понятно рассмотреть свой бизнес с разных сторон. Но он не дает описание точных числовых оценок и не учитывает время. Данные, которые вы получите сегодня, могут сильно отличаться от результатов следующего года.
Для получения корректной информации, которая принесет реальную пользу компании, при выполнении анализа нужно соблюдать следующие советы и правила:
Для начала утверждается состав группы участников. В нее входят специалисты, хорошо ориентирующиеся в характеристиках, особенностях услуги или продукта, владеющие информацией о текущей ситуации, сложившейся на рынке. Общее количество участников группы обычно не превышает 7 человек, так как большими коллективами сложнее управлять. Перед встречей каждый из них получает письмо, описывающее формат встречи, суть используемого метода и перечень данных, которые нужно подготовить для исследования. Это особенно важно, если СВОТ матрица составляется в первый раз. Оптимальная продолжительность встречи по SWOT-анализу составляет 1,5 часа.
Далее:
1. Заключается список вопросов. По каждой ячейке они задаются отдельно. Например, таблица может выглядеть так:
S | W | O | T |
---|---|---|---|
Наши конкурентные преимущества? | Какие у нас «слабые стороны»? | Как влияет на компанию тенденции рынка? | Что представляют собой наши конкуренты? |
Что мы делаем лучше других? | Что мы делаем хуже конкурентов? | Что мы можем почерпнуть для компании в данной экономической ситуации? | Кто из них является для нас угрозой? |
Какие ресурсы есть у нас в распоряжении? | На что жалуются наши клиенты? | Какие нам предоставляются дополнительные ресурсы? | Насколько устойчивы наши позиции в отрасли? |
Что нравится в нас клиентам? | Что мы можем улучшить в работе? | Какие возможности открываются? | Как изменяется стоимость нашей продукции? |
Какие активы есть у компании? | Каковы наши шансы на дополнительное финансирование? | Насколько надежны наши поставщики? |
Списки можно продолжать писать до бесконечности. Каждому из них присваивается приоритет. Блоки вопросов с низким уровнем приоритетности оставляют «до следующего раза». При анализе стоит следовать технике Парето: ответив на 20 % вопросов из списка, вы получите 80 % данных.
2. Фокусная группа отвечает на вопросы, регистрирует результаты. Для каждого отдельного квадранта диаграммы формулируется собственный вывод.
3. На основе аналитических данных разрабатывается стратегическая политика компании. При этом учитываются все возможные парные комбинации из матрицы. На этом этапе стоит написать стратегии на базе парных комбинаций:
Начинать заполнение таблицы лучше с сильных сторон. Далее её можно править и переходить к обсуждению проблемных мест в работе компании, стараясь быть максимально объективными, честными в оценке. Это поможет быстро выявить недочеты, составив эффективный план их устранения. При запуске нового продукта или услуги участники исследования должны иметь представление о потребностях и предпочтениях своей целевой аудитории, знать о том, что происходит у конкурентов.
После заполнения матрицы, написания выводов, составляется план действий. Для подведения итогов можно использовать следующие вопросы:
Для оценки результата исследования используется два метода:
По результатам SWOT-анализа разрабатывается стратегия компании.
Для разработки и внедрения в жизнь стратегических планов существует множество современных инструментов и шаблонов. С их помощью вы легко структурируете поступившую информацию, быстро составите списки вопросов для встречи по SWOT.
Например, приложение ЛидерТаск можно использовать для управления любыми проектами, стратегического и текущего планирования, в том числе, с заполнением матрицы СВОТ. Вы можете распределить входящие задания по важности и приоритетности. Проанализировать деятельности компании, используя информативные графики продуктивности и доски Канбан, оценить сильные и слабые стороны каждого из участников проекта.
В приложение встроено множество полезных функций, включая персонального почтового клиента, матрицу важных и срочных дел, лестницу целей. Сервис синхронизируется со многими популярными программами и платформами, содержит полный набор инструментов для всех видов планирования. Объединяет возможности планировщика, органайзера, таск-менеджера и полноценной системы управления проектами. Способствует повышению эффективности работы в команде. Работает на всех цифровых устройствах, в том числе без интернета, в оффлайн режиме.
SWOT-анализ – эффективный инструмент для стратегического развития компании, ее отдельных подразделений или отрасти в целом. Он помогает бизнесу быстро сориентироваться в кризисных ситуациях, дает предварительную оценку перспектив продукта или услуги при выводе на рынок. Также эту технику можно использовать регулярно, для корректировки, актуализации планов. Данная методика не дает конкретных цифр, но дает новые идеи и возможности для развития. Главное использовать для исследования проверенные, объективные данные, не перегружать таблицу лишней информацией и фокусироваться на главном.