Попробуй бесплатный умный таск-менеджер.
50+ возможностей в одном приложении.
Узнать подробнее
Сотрудники часто стремятся получить руководящую должность, но не всем удается достичь цели. В компании могут быть свои критерии и правила отбора, узнать которые можно только из неформального общения с директором. Поэтому бывает так, что специалисты не понимают, какие навыки нужно развивать и как изменить отношение к работе, чтобы подходить на роль начальника.
В статье расскажем, как стать руководителем, какие навыки необходимы для этой роли, и поделимся полезными советами, как развиваться начинающим управленцам.
Результаты исследования «Работа.ру» показали, что 48% сотрудников не хотят возглавить компанию, в которой работают. Большинство из тех, кто так ответил, считают, что им не подходит эта роль. Респонденты отмечали, что им не нравится управлять людьми, а еще в должности руководителя они потеряют баланс личной жизни и работы.
Современная корпоративная культура дает работнику свободу выбора. Не нужно во что бы то ни стало стремиться стать начальником. Если руководить людьми и отвечать за бизнес-показатели совсем не хочется — это нормально. Цель вырасти в квалифицированного специалиста не хуже, чем цель стать хорошим боссом.
Те, кто не стремится становиться начальником, но хочет развиваться, строят карьеру горизонтально. Рост навыков происходит за счет расширения обязанностей, участия в кросс-функциональных проектах компании и наставничества. Иногда ценный и опытный сотрудник зарабатывает даже больше, чем его непосредственный руководитель.
По данным опроса hh.ru, большинство специалистов, не добившихся руководящей должности, считает, что в их компании просто нет места для еще одного начальника. Но чаще всего сотрудники просто не знают скрытых причин отказа в повышении и не предпринимают нужные шаги для своего продвижения.
Рассмотрим основные способы получить руководящую должность.
Стать долгожителем в компании. Бывшие коллеги стали начальниками или ушли в другую организацию, а сотрудник остался один в окружении стажеров и вчерашних выпускников ВУЗов. Только он знает все процессы и обладает опытом, чтобы решать возникающие задачи. В такой ситуации его назначат начальником отдела.
Это решение руководство примет скорее от безысходности, и чаще всего эта руководящая должность станет для опытного и немолодого специалиста карьерным потолком.
Быть классным специалистом и получить повышение. Сотрудник показывает хорошие результаты, закрывает сделки и тянет большие проекты. Начальник это замечает и повышает активного работника. Сначала делает старшим менеджером, а потом руководителем группы или отдела.
Такой рост возможен, но зависит от случайного фактора — начальник должен заметить сотрудника и положительно оценить его результаты. В этом способе продвижения не все зависит от действий специалиста. Можно долго быть перспективным, но в итоге так и не дорасти до руководителя.
Претендовать на руководящую позицию и получать нужные навыки. Сотрудник хорошо работает: не срывает дедлайны, быстро решает задачи, вовлекается в совместные проекты с другими подразделениями, предлагает новые идеи для развития бизнеса.
Прямо спросите у начальника, что нужно сделать и какие компетенции подтянуть, чтобы получить повышение. Так вы выдвинете свою кандидатуру и привлечете внимание руководства. Дальше все будет зависеть от того, как быстро и насколько хорошо вы сможете прокачать навыки, необходимые руководителю. Самая надежная стратегия — взять ответственность за свою карьеру на себя. Не ждите, пока вас заметят.
Компетенции специалиста делят на две группы: софт скиллы и хард скиллы. Чем сильнее развиты обе группы навыков, тем больше вероятность развития карьеры.
Хард скиллы — это профессиональные навыки в конкретной сфере. Например, архитектор должен знать физику и сопротивление материалов, а искусствовед — историю развития направлений живописи.
Хорошие начальники вырастают из сильных специалистов. Поэтому к будущим руководителям часто предъявляют повышенные требования: знать английский или другой иностранный язык, уверенно работать на компьютере, разбираться в маркетинге и продажах, понимать бизнес-терминологию. Но все-таки ключевые хард скиллы для руководителя — это управленческие навыки.
Знание продукта или услуги. Начальник должен разбираться в продукте, который производят его подчиненные. Сложно руководить командой разработчиков мобильного приложения, если совсем не понимаешь код и не знаешь, какие этапы включает в себя разработка.
Планирование. Менеджер ставит цель, закладывает бюджет, назначает задачи и дедлайны подчиненным, расставляет приоритеты в работе. Это и есть планирование.
Навык помогает добиваться результата и прогнозировать сроки. Если начальник цеха не может спланировать дату финальной сборки прибора, он не выполнит заказ, а завод получит штраф за срыв сроков поставки.
Управление процессами. Руководителю приходится постоянно принимать решения, выбирать стратегию и распределять человеческие и временные ресурсы. Чтобы достигнуть результата, важно понимать процессы и уметь их исправлять.
Если менеджер видит, что у тестировщиков скапливается много задач и это тормозит разработку, он либо расширяет узкое место и нанимает больше специалистов, либо отдает часть функций тестирования другому отделу. Так он чинит процесс.
Управление командой. Успешный руководитель постоянно следит за эффективностью команды, использует сильные стороны каждого специалиста и учитывает предрасположенность к той или иной деятельности.
Начальник часто работает в связке с HR-отделом. Если он замечает, что сотрудник не справляется с работой и допускает много ошибок, он может переместить его в другое место процесса или нанять более квалифицированного специалиста.
Умение делегировать. Хороший менеджер не пытается сделать все сам, его задача — выстроить быстрый и четкий рабочий процесс. Поэтому управленец должен уметь распределять обязанности и понятно ставить задачи подчиненным.
Софт скиллы — это навыки общения, взаимодействия и разрешения конфликтов с другими людьми. Специалиста оценивают по хард скиллам, а руководителя — по его умению использовать и совершенствовать софт скиллы.
Эмпатия. Успешный руководитель — классный психолог. Для построения эффективной команды, мотивации сотрудников и разрешения конфликтных ситуаций начальнику важно понимать своих подчиненных.
Если менеджер видит, что сотрудник перегорел или не понимает важности своей работы, он должен поговорить с ним, выяснить причину и дать ему стимул достигать поставленных целей. Специалист, который чувствует поддержку начальника, работает усерднее.
Эмоциональная стабильность. Руководителю необходимо быть примером для сотрудников. Ему нельзя паниковать и унывать. Если что-то идет не так, менеджер спокойно решает проблему и исправляет ситуацию.
Хороший руководитель никогда не повышает голос на подчиненных и не допускает личных оскорблений, его критика конструктивна и направлена на разрешение ситуации. Например, сотрудник не понял задачу и сделал не то, что просил клиент. Директор должен взять ответственность на себя и улучшить процесс обмена информацией с клиентами предприятия.
Объективность. Непредвзятая оценка ситуации помогает руководителю принимать правильные, логически обоснованные решения. Коллектив, который считает начальника строгим, но объективным, охотнее включается в командную работу.
Объективный начальник повышает в должности не своего приятеля, а сильного специалиста, который принесет пользу на руководящей должности.
Амбициозность. Руководитель — это лидер, который ведет за собой. Ему присуща амбициозность и желание ставить большие цели, которые мотивируют работников. Если директор довольствуется малым и не стремится к развитию, то и сотрудники будут высиживать рабочие часы.
Хороший управленец работает с людьми, а не с цифрами и отчетами, потому что сотрудники — это главный капитал компании и самый ценный ресурс руководителя. Софт скиллы помогают начальнику наладить эффективные коммуникации с подчиненными и создать сильный коллектив.
Начальнику не обязательно обладать всеми знаниями специалистов своего подразделения, но чтобы управлять сотрудниками, надо говорить с ними на одном языке. Для этого понадобятся профессиональные навыки.
Получить хард скиллы можно в университете, бизнес-школе и на профильном курсе. Поэтому нужно постоянно заниматься самообразованием: следить за новостями и трендами рынка, участвовать в отраслевых сообществах и конференциях, обмениваться опытом с коллегами.
Для получения софт скиллов в крупных компаниях проводят специальные тренинги: собирают смешанный коллектив и учат методам коммуникации.
Другой способ развития этих навыков — обратная связь от руководства и подчиненных. Чаще узнавайте, где по мнению опрашиваемого вы поступили некорректно и не проявили гибкость. Это поможет улучшать софт скиллы и продвигаться по карьерной лестнице.
Хороший руководитель обладает опытом и знаниями, которые использует в работе. Отличный руководитель постоянно повышает свои навыки, получает новый опыт и идет в ногу со временем.
Бывает, что сотрудник не задается вопросом «как стать начальником», а становится им по воле случая. Тогда ему нужны знания и навыки, которые помогут сохранить свою должность и целить на следующие ступени карьерной лестницы.
Можно быть сколь угодно хорошим маркетологом и знать рынок, но без внимания к потребностям целевой аудитории продукт не будет успешным. Эффективный способ не терять связь с потребителями — система кастдева. О том, как успешно провести кастдев, рассказываем в сегодняшней статье. А сделать это быстрее и проще поможет ЛидерТаск — сервис для планирования и работы в… Читать далее Как успешно провести кастдев и создать продукт, который понравится пользователям
Вертикальные планеры Вертикальный шаблон на Июль 2024 с полями для записей. Планер на Июль с календариком на следующий месяц и полем Bullet Journal. Горизонтальные планеры Для составления планов на месяц попробуйте бесплатное приложение планировщик ЛидерТаск. Составляйте списки дел, прикрепляйте файлы, отслеживайте привычки, разделяйте дела по проектам, делитесь задачами с другими. Приложение можно использовать как на… Читать далее Планер на Июль 2024
Создание сайта с нуля возможно без привлечения программистов, веб-дизайнеров и верстальщиков: достаточно использовать конструктор, не требующий знания кодинга. В арсенале платформ — готовые шаблоны и блоки с адаптивным дизайном, интуитивные визуальные редакторы, инструментарий для настройки, SEO-оптимизации, продвижения и управления проектом. Созданию предшествует подготовка — от определения целей до исследования конкурентной среды. Рассказываем, как собрать сайт… Читать далее Как создать сайт с нуля: пошаговая инструкция с обзором ТОП-10 лучших конструкторов сайтов