Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Хороший руководитель: что нужно делать, чтобы им стать

Никита Самсонов
7 июня 2024
6 минут
5/5 - (1 голос)

Сотрудники часто стремятся получить руководящую должность, но не всем удается достичь цели. В компании могут быть свои критерии и правила отбора, узнать которые можно только из неформального общения с директором. Поэтому бывает так, что специалисты не понимают, какие навыки нужно развивать и как изменить отношение к работе, чтобы подходить на роль начальника.

Таск-менеджер для планирования личных и рабочих задач

Списки дел, канбан-доски, календарь, приоритеты, напоминания и многое другое, чтобы планировать свой день и выполнять задачи в срок

Скачать бесплатно

В статье расскажем, как стать руководителем, какие навыки необходимы для этой роли, и поделимся полезными советами, как развиваться начинающим управленцам.

Обязательно ли становиться руководителем

руководитель

Результаты исследования «Работа.ру» показали, что 48% сотрудников не хотят возглавить компанию, в которой работают. Большинство из тех, кто так ответил, считают, что им не подходит эта роль. Респонденты отмечали, что им не нравится управлять людьми, а еще в должности руководителя они потеряют баланс личной жизни и работы.

Современная корпоративная культура дает работнику свободу выбора. Не нужно во что бы то ни стало стремиться стать начальником. Если руководить людьми и отвечать за бизнес-показатели совсем не хочется — это нормально. Цель вырасти в квалифицированного специалиста не хуже, чем цель стать хорошим боссом. 

Те, кто не стремится становиться начальником, но хочет развиваться, строят карьеру горизонтально. Рост навыков происходит за счет расширения обязанностей, участия в кросс-функциональных проектах компании и наставничества. Иногда ценный и опытный сотрудник зарабатывает даже больше, чем его непосредственный руководитель.

пути развития карьеры

Как получить руководящую должность

По данным опроса hh.ru, большинство специалистов, не добившихся руководящей должности, считает, что в их компании просто нет места для еще одного начальника. Но чаще всего сотрудники просто не знают скрытых причин отказа в повышении и не предпринимают нужные шаги для своего продвижения.

Рассмотрим основные способы получить руководящую должность.

Стать долгожителем в компании. Бывшие коллеги стали начальниками или ушли в другую организацию, а сотрудник остался один в окружении стажеров и вчерашних выпускников ВУЗов. Только он знает все процессы и обладает опытом, чтобы решать возникающие задачи. В такой ситуации его назначат начальником отдела.

Это решение руководство примет скорее от безысходности, и чаще всего эта руководящая должность станет для опытного и немолодого специалиста карьерным потолком. 

Быть классным специалистом и получить повышение. Сотрудник показывает хорошие результаты, закрывает сделки и тянет большие проекты. Начальник это замечает и повышает активного работника. Сначала делает старшим менеджером, а потом руководителем группы или отдела. 

Такой рост возможен, но зависит от случайного фактора — начальник должен заметить сотрудника и положительно оценить его результаты. В этом способе продвижения не все зависит от действий специалиста. Можно долго быть перспективным, но в итоге так и не дорасти до руководителя.

Претендовать на руководящую позицию и получать нужные навыки. Сотрудник хорошо работает: не срывает дедлайны, быстро решает задачи, вовлекается в совместные проекты с другими подразделениями, предлагает новые идеи для развития бизнеса.

Прямо спросите у начальника, что нужно сделать и какие компетенции подтянуть, чтобы получить повышение. Так вы выдвинете свою кандидатуру и привлечете внимание руководства. Дальше все будет зависеть от того, как быстро и насколько хорошо вы сможете прокачать навыки, необходимые руководителю. Самая надежная стратегия — взять ответственность за свою карьеру на себя. Не ждите, пока вас заметят.

Какие навыки понадобятся руководителю

Компетенции специалиста делят на две группы: софт скиллы и хард скиллы. Чем сильнее развиты обе группы навыков, тем больше вероятность развития карьеры. 

Хард скиллы

Хард скиллы — это профессиональные навыки в конкретной сфере. Например, архитектор должен знать физику и сопротивление материалов, а искусствовед — историю развития направлений живописи. 

Хорошие начальники вырастают из сильных специалистов. Поэтому к будущим руководителям часто предъявляют повышенные требования: знать английский или другой иностранный язык, уверенно работать на компьютере, разбираться в маркетинге и продажах, понимать бизнес-терминологию. Но все-таки ключевые хард скиллы для руководителя — это управленческие навыки.

Знание продукта или услуги. Начальник должен разбираться в продукте, который производят его подчиненные. Сложно руководить командой разработчиков мобильного приложения, если совсем не понимаешь код и не знаешь, какие этапы включает в себя разработка.

Планирование. Менеджер ставит цель, закладывает бюджет, назначает задачи и дедлайны подчиненным, расставляет приоритеты в работе. Это и есть планирование.

Навык помогает добиваться результата и прогнозировать сроки. Если начальник цеха не может спланировать дату финальной сборки прибора, он не выполнит заказ, а завод получит штраф за срыв сроков поставки.

Управление процессами. Руководителю приходится постоянно принимать решения, выбирать стратегию и распределять человеческие и временные ресурсы. Чтобы достигнуть результата, важно понимать процессы и уметь их исправлять. 

Если менеджер видит, что у тестировщиков скапливается много задач и это тормозит разработку, он либо расширяет узкое место и нанимает больше специалистов, либо отдает часть функций тестирования другому отделу. Так он чинит процесс.

Управление командой. Успешный руководитель постоянно следит за эффективностью команды, использует сильные стороны каждого специалиста и учитывает предрасположенность к той или иной деятельности. 

Начальник  часто работает в связке с HR-отделом. Если он замечает, что сотрудник не справляется с работой и допускает много ошибок, он может переместить его в другое место процесса или нанять более квалифицированного специалиста.

Умение делегировать. Хороший менеджер не пытается сделать все сам, его задача — выстроить быстрый и четкий рабочий процесс. Поэтому управленец должен уметь распределять обязанности и понятно ставить задачи подчиненным. 

Софт скиллы

Софт скиллы — это навыки общения, взаимодействия и разрешения конфликтов с другими людьми. Специалиста оценивают по хард скиллам, а руководителя — по его умению использовать и совершенствовать софт скиллы. 

Эмпатия. Успешный руководитель — классный психолог. Для построения эффективной команды, мотивации сотрудников и разрешения конфликтных ситуаций начальнику важно понимать своих подчиненных. 

Если менеджер видит, что сотрудник перегорел или не понимает важности своей работы, он должен поговорить с ним, выяснить причину и дать ему стимул достигать поставленных целей. Специалист, который чувствует поддержку начальника, работает усерднее.

Эмоциональная стабильность. Руководителю необходимо быть примером для сотрудников. Ему нельзя паниковать и унывать. Если что-то идет не так, менеджер спокойно решает проблему и исправляет ситуацию.

Хороший руководитель никогда не повышает голос на подчиненных и не допускает личных оскорблений, его критика конструктивна и направлена на разрешение ситуации. Например, сотрудник не понял задачу и сделал не то, что просил клиент. Директор должен взять ответственность на себя и улучшить процесс обмена информацией с клиентами предприятия.

Объективность. Непредвзятая оценка ситуации помогает руководителю принимать правильные, логически обоснованные решения. Коллектив, который считает начальника строгим, но объективным, охотнее включается в командную работу.

Объективный начальник повышает в должности не своего приятеля, а сильного специалиста, который принесет пользу на руководящей должности.

Амбициозность. Руководитель — это лидер, который ведет за собой. Ему присуща амбициозность и желание ставить большие цели, которые мотивируют работников. Если директор довольствуется малым и не стремится к развитию, то и сотрудники будут высиживать рабочие часы.

Хороший управленец работает с людьми, а не с цифрами и отчетами, потому что сотрудники — это главный капитал компании и самый ценный ресурс руководителя. Софт скиллы помогают начальнику наладить эффективные коммуникации с подчиненными и создать сильный коллектив.

баланс между навыками

Как получить нужные навыки

Начальнику не обязательно обладать всеми знаниями специалистов своего подразделения, но чтобы управлять сотрудниками, надо говорить с ними на одном языке. Для этого понадобятся профессиональные навыки. 

Получить хард скиллы можно в университете, бизнес-школе и на профильном курсе. Поэтому нужно постоянно заниматься самообразованием: следить за новостями и трендами рынка, участвовать в отраслевых сообществах и конференциях, обмениваться опытом с коллегами.

Для получения софт скиллов в крупных компаниях проводят специальные тренинги: собирают смешанный коллектив и учат методам коммуникации. 

Другой способ развития этих навыков — обратная связь от руководства и подчиненных. Чаще узнавайте, где по мнению опрашиваемого вы поступили некорректно и не проявили гибкость. Это поможет улучшать софт скиллы и продвигаться по карьерной лестнице.

Хороший руководитель обладает опытом и знаниями, которые использует в работе. Отличный руководитель постоянно повышает свои навыки, получает новый опыт и идет в ногу со временем. 

Советы начинающим руководителям

Бывает, что сотрудник не задается вопросом «как стать начальником», а становится им по воле случая. Тогда ему нужны знания и навыки, которые помогут сохранить свою должность и целить на следующие ступени карьерной лестницы.

  • Развивайте лидерские качества. Берите на себя ответственность и учитесь на ошибках. Настоящий рост происходит там, где нужно выйти из зоны комфорта и получить новый опыт. Руководство ценит менеджеров, которые не боятся принимать решения.
  • Учитесь эффективно управлять временем. У руководителя много задач и ответственности: нужно делать свою работу и следить за проектами команды. Поэтому важно управлять своим временем: пользоваться онлайн-календарем для назначения встреч и созвонов, вести список дел, ставить личные и командные дедлайны. В этом могут помочь современные инструменты планирования — таск-менеджеры. Узнать подробнее про функционал этих программ можно в нашей статье.
  • Участвуйте в значимых проектах и берите сложные задачи. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, нужно повышать свою ценность для компании. Включайтесь в новые направления и проекты компании. Вы приобретете новый опыт, а руководство заметит активного менеджера и предложит повышение.
  • Стройте сеть профессиональных контактов — нетворкинг. Общение в профессиональной среде расширяет кругозор. Обменивайтесь опытом, заимствуйте у коллег интересные фишки и лайфхаки. Коммуникации с коллегами разовьют софт скиллы, которые пригодятся для продвижения. А если перерастете свою компанию, с помощью нетворкинга найдете новую работу в руководящей должности.
  • Занимайтесь маркетингом себя. Презентация проделанной работы не менее важна, чем сама работа. Особенно для руководителя, который строит вертикальную карьеру. Высшие руководители всегда сильно заняты, и им некогда искать перспективных сотрудников. Но если вы сами покажете свои сильные стороны, это будет заявкой на успех. 
  • Следите за балансом работы и личной жизни. Не забывайте, что кроме работы, есть личная жизнь. Если не отдыхать, то быстро устанете и потеряете мотивацию. Руководитель должен гореть идеей и вести за собой команду. Начальник без страсти к своему делу вряд ли добьется больших успехов.
Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
5/5 - (1 голос)
Планировщик-органайзер для профессионала
Наслаждайся
простотой и удобством
планирования своих
задач.
Скачать