Попробуй бесплатный умный таск-менеджер.
50+ возможностей в одном приложении.
Узнать подробнее
Избежать всех рисков в бизнесе не получится, но для стабильной и успешной работы компании важно научиться грамотно ими управлять.
О том, как делать это эффективно, расскажем в сегодняшней статье. А также дадим инструкцию для реализации плана по управлению рисками с помощью сервиса ЛидерТаск.
Управление рисками — это работа с потенциальными угрозами или возможностями с целью разработки наиболее эффективной стратегии развития компании или проекта.
Хотя риск часто ассоциируется с чем-то отрицательным, но это необязательно так. Риск — это неопределённость, которая может привести как к негативным последствиям, так и к положительным. Например, если компания вкладывает деньги в новый стартап, она может как получить большую прибыль, так и понести большие убытки.
Чтобы эффективно развивать бизнес, важно понимать, когда стоит рисковать, а когда нет, где искать компромисс, а где не отступать от первоначального плана.
Почему это важно:
Важно, чтобы процесс управления рисками был структурирован. Для этого можно использовать ЛидерТаск — сервис позволяет хранить, анализировать информацию о потенциальных угрозах и возможностях и управлять ими вместе с командой. Регистрируйтесь в сервисе и используйте ЛидерТаск для риск-менеджмента!
Риск-менеджмент включает в себя следующие шаги.
Чтобы это сделать, можно использовать разные методы и техники, например, такие.
Мозговой штурм. Классический способ обсудить проблему, во время которого все участники высказывают идеи, которые приходят в голову. Это хороший вариант для выявления рисков: чем больше сотрудников, занимающих разные должности, выскажет своё мнение, тем более многостороннее представление о возможных тёмных пятнах вы получите.
SWOT-анализ. Этот метод заключается в том, чтобы проанализировать проект с четырёх ракурсов: сильные стороны (strengths), слабые (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats).
Метод Дельфи. Для реализации метода проводят исследования проблемы вместе с независимыми экспертами, в результате которого приходят к одному обобщённому решению.
Также важно помнить, что риски бывают двух видов. Во-первых, внешние — те, которые не зависят от компании и на которые нельзя повлиять – и внутренние — связанные с деятельностью компании, на которые можно воздействовать. А в зависимости от того, с чем связана потенциальная угроза, выделяют временные риски, бюджетные, риски изменения объёмов работ и другие.
Когда потенциальные угрозы и возможности идентифицированы, надо составить реестр рисков. Это документ, в котором перечислены основные риски, их категория (финансы, время и т. д.), вероятность и статус (открыт / закрыт / в процессе).
Чтобы создать реестр, удобно пользоваться канбан-доской в ЛидерТаск. Можно записать каждый риск в отдельную карточку, дать ему подробное описание, передвигать риск по доске, чтобы отслеживать статус, и назначить ответственного за выполнение.
Чтобы оценить степень важности рисков, проводят качественный и количественный анализ.
Качественный анализ должен ответить на вопрос, что произойдёт, если это случится. Такой анализ нужен для определения вероятности градации рисков. Можно выделить риски в четыре разные категории:
Важно распределить их по приоритету.
Таблица для определения важности и вероятности рисков
Количественный анализ рисков проводят уже после качественного. Здесь также анализируют вероятность возникновения рисков, а также предполагаемый ущерб / выгоды от них, но здесь проводят расчёты, чтобы вывести точные цифры.
Например, качественный анализ риска выглядит так: поставщик может сорвать сроки, вероятность у этого средняя, влияние — большое. А во время количественного анализа надо будет рассчитать, какую именно сумму потеряет компания, если это произойдёт, и какова в процентах вероятность этого события.
Чтобы наглядно приоритизировать риски с помощью ЛидерТаск, используйте метки. Названия меток и их цвета можно придумывать самостоятельно, например, “высокая вероятность”, “низкая вероятность”, “высокая степень влияния”, “низкая степень влияния”.
Для этого существует четыре стратегии.
Избежание. Если риск имеет серьёзное влияние на проект, лучше постараться избежать его. Например, не доверять ведение сложного проекта молодому малоопытному сотруднику.
Снижение. Если избежать риска полностью невозможно, важно предпринять действия, направленные на его минимизацию. Например, мастерская hand-made украшений решает использовать более дорогие и качественные материалы для изготовления своих изделий, но из-за этого возрастает стоимость, и есть риск потерять часть аудитории. Чтобы снизить эту вероятность, надо продумать стратегию внедрения новых изделий: можно подробно описать преимущества новых украшений по сравнению со старыми, сделать скидки постоянным клиентам на первые заказы и т. д.
Принятие. Если риск не принесёт больших расходов компании, оптимальный вариант — принять его и включить затраты на ликвидацию последствий риска в расходы. Пример: отдел дизайнеров не укладывается в сроки по созданию визуала для статьи, потому что на нём лежит слишком большая нагрузка. Для компании некритично, если статья выйдет немного позже, поэтому она принимает этот риск и предпочитает уделить больше внимания качеству, чем скорости.
Передача. В этом случае ответственность за возможную угрозу берёт на себя третье лицо. Например, компания поручает создание рекламной стратегии агентству и платит за результат.
Когда для каждой потенциальной опасности или возможности придумана стратегия работы, создают план управления рисками. Это документ, в который вносят информацию о том, в чём заключается риск, какие меры необходимо принять для работы с ним, кто ответственен за результат, какова стоимость затраченных ресурсов и усилий.
Такой план также удобно создать в ЛидерТаск на канбан-доске: всю нужную информацию прописать в карточке и назначить ответственного. А также в сервисе есть плагин “Регламенты”: он позволяет создать документ с инструкцией и предоставить к нему доступ для тех, кто работает с проектом, или для всех сотрудников. План рисков можно составить и в этом документе.
Важно не останавливаться на поиске рисков в начале проекта и проводить его постоянно. Чтобы не забывать о необходимости отслеживать угрозы и возможности, в ЛидерТаск можно поставить повторяющиеся задачи и настроить напоминания.
Обновлять статусы текущих рисков легко с помощью канбан-доски: достаточно просто перетащить их в новую колонку. А когда с риском всё-таки столкнулись и отработали его, можно составить инструкцию на будущее, как действовать в этой ситуации, и записать её в “Регламентах” для всех сотрудников.
Хотите попробовать применить теорию на практике? Регистрируйтесь в ЛидерТаск и работайте с рисками на всех этапах.
Систематизация информации в одном месте. ЛидерТаск позволяет централизованно работать с угрозами и возможностями: составлять и хранить план и реестр рисков, назначать ответственных за управление, контролировать статус в одном сервисе.
Улучшение коммуникации в команде. Все сотрудники имеют доступ к информации о рисках проекта, при желании могут задавать уточняющие вопросы в комментариях к задачам и оперативно связываться друг с другом.
Автоматизация процесса мониторинга и напоминаний. Если вы назначаете ответственного за мониторинг рисков, то можете создать для него повторяющиеся задачи с напоминаниями. Таким образом процесс анализа рисков будет под контролем.
Готово! У вас есть удобная система управления рисками. Управление рисками — это важная часть процесса выстраивания стратегии для эффективного управления бизнесом. Благодаря ЛидерТаску этот процесс можно провести удобно и централизованно. Зарегистрируйтесь в сервисе и оптимизируйте процесс управления рисками!
В данном материале Алина Васильева, PR-менеджер мультисервиса Envybox, делится простыми и рабочими методами, как повысить результаты отдела маркетинга за счет новых действий и рентабельных методов их реализации. У компаний, которые разрабатывают надежную маркетинговую стратегию перед проведением своих кампаний, более чем в три с половиной раза больше шансов на успех. Если вы хотите создать прочную основу… Читать далее Как повысить эффективность отдела маркетинга
Скачайте архив с бумажными шаблонами для составления собственного блокнота в формате A5 с разрешением 150 DPI. Распечатать шаблон блокнота Страничка блокнота A5 для заметок Странички блокнота для составления расписания на день Лист блокнота для составления списка дел с трекером привычек, скачать pdf. Лист блокнота с Матрицей приоритетов Эйзенхауэра Лист блокнота A5 с ежедневником Страница с… Читать далее Шаблон блокнота: скачать и распечатать
Представьте, что вы готовитесь к важному проекту, тщательно продумывая каждый шаг. Однако, спустя некоторое время, условия меняются: появляются новые задачи, а старые теряют актуальность. В такой ситуации жесткий план только усложняет работу. И чтобы не тратить силы на неактульные задачи, лучше использовать метод набегающей волны. Как работает метод набегающей волны Метод набегающей волны — это… Читать далее Метод набегающей волны: гибкое планирование в условиях неопределенности