Эффективный онбординг: как влюбить нового сотрудника в вашу компанию

Надежда Свердлова
date21 июн. 2024 г.
time 5 минут
views
Оценить

Каждая компания стремится привлечь и удержать талантливых сотрудников. Однако чтобы добиться успеха в этой задаче, недостаточно просто найти квалифицированных специалистов. Необходимо создать благоприятную среду, которая поможет им быстрее влиться в коллектив и начать приносить пользу компании. Именно здесь приходит на помощь онбординг. Что это такое, из чего он состоит и как его применять — рассмотрим в этой статье.

Что такое онбординг

онбординг

Онбординг (английский — «onboarding») дословно переводится как «посадка на борт». Это процесс знакомства только нанятых сотрудников с организацией, который помогает быстрее включиться в работу. 

Онбординг имеет ряд преимуществ:

  • Новые сотрудники быстрее вливаются в коллектив. Они меньше переживают, четко понимают свои обязанности и легче находят общий язык с коллегами.
  • Уменьшается текучка кадров. Когда новый сотрудник чувствует поддержку и внимание в первые месяцы, это создает лояльность к работодателю и, как следствие, уменьшает число увольнений во время испытательного срока.
  • Повышается эффективность сотрудника. Он осознаёт, каким аспектам уделить больше внимания и куда направить свою энергию в первую очередь.

Очень часто онбординг считают синонимом адаптации. Это ошибка. Адаптация — это более широкое понятие. Это процесс внедрения сотрудника в компанию, прививание корпоративных ценностей и процесс его привыкания к новой деятельности, условиям и коллективу. Она начинается после принятия оффера и завершается, когда сотрудник становится полноценной и самостоятельной трудовой единицей. Онбординг — это один из этапов адаптации.

Также важно различать понятия «онбординг» и «пребординг». Пребординг — это ещё один этап адаптации, который начинается сразу после приема кандидатом оффера. Будущему сотруднику отправляют приветственные письма, добавляют в рабочие чаты. Сам же онбординг стартует с первого рабочего дня.

этапы адаптации

Основные этапы онбординга

Онбординг персонала включает четыре основных этапа, и каждый из них играет важную роль.

этапы онбординга

Первый рабочий день

Можно сказать, это самый важный этап. Зачастую именно от того, как он пройдет, зависит, останется новичок в вашей компании или нет. Поэтому очень важно произвести хорошее впечатление.

Чек-лист для проведения онбординга:

  • Предупредить сотрудника о необходимости взять с собой определённые документы.
  • Подготовить рабочее место: заказать пропуск, завести корпоративную почту, установить нужные программы, подготовить канцелярию и другие важные мелочи.
  • Предупредить команду о новом сотруднике и попросить оказывать ему содействие.
  • Встретить сотрудника.
  • Провести экскурсию по офису: показать, где находится кофемашина и у кого можно получить канцелярию.
  • Познакомить новичка с коллективом или ключевыми специалистами, с которыми он будет взаимодействовать чаще всего.
  • Рассказать о корпоративной жизни: культуре, тусовках, планёрках и так далее.

Первая неделя работы 

На этом этапе необходимо сфокусироваться на знакомстве сотрудника с рабочими задачами и процессами.

  • Обсудить зону ответственности, обозначить, какими задачами он будет заниматься.
  • Составить индивидуальный план на неделю, месяц и квартал.
  • Предоставить все необходимые доступы или ссылки. Например, юристу — доступ к учредительным документам и пароль от справочно-правовой системы, маркетологу — пароли от всех соцсетей.
  • Составить индивидуальный график обучения.
  • Подписать все документы о трудоустройстве.
  • При необходимости провести совещания со смежными отделами для обсуждения механики совместной работы. Например, бухгалтерия может рассказать, как направлять платежные документы для оплаты, юридический отдел рассказать процесс согласования договоров, а дизайнеры — в каком порядке им передавать ТЗ.

Месяц работы

На этом этапе можно провести первое ревью и дать сотруднику обратную связь: похвалить за успехи, подсветить моменты, на которые стоит обратить внимание. В свою очередь, сотрудник тоже может поделиться своими впечатлениями. 

Такие беседы повышают лояльность, так как показывают, что руководитель открыт к диалогу и прислушивается к своим работникам. На этом этапе можно обсудить повышение зарплаты, если это оговаривалось при устройстве.

Три месяца работы

По трудовому законодательству испытательный срок составляет три месяца, поэтому по истечении этого срока рекомендуется провести заключительный этап онбординга. Лучше всего снова организовать личную встречу с руководителем, а после — общую планерку с персоналом, на которой можно подвести итоги работы команды с новым сотрудником или поставить общие цели.

Метрики оценки эффективности онбординга

Чтобы понять, насколько успешно проходит онбординг, есть несколько метрик. Руководитель или HR-менеджер могут использовать как их все, так и выбирать наиболее актуальные для себя.

  • Уровень удержания — процент работников, которые остаются в компании после определенного периода времени. Высокий уровень удержания может свидетельствовать о том, что онбординг был эффективным.
  • Продуктивность — оценка того, на сколько быстро новичок начинает приносить пользу организации. Это можно измерить через количество выполненных задач или другие показатели производительности.
  • Удовлетворенность — оценка уровня удовлетворенности нового сотрудника компанией. Измеряется с помощью опросов или анкет, где работники оценивают первые месяцы работы.
  • Адаптация — оценка того, насколько хорошо новичок интегрировался в команду. Понаблюдайте, как он общается и сотрудничает с коллегами, насколько понимает и принимает ценности и нормы компании.
  • Обратная связь — оценка обратной связи относительно процесса онбординга. Во время личных ревью спросите новичка, насколько ему нравится его рабочее окружение.

Лучшие практики онбординга

Приветственные пакеты

Классный способ повысить лояльность нового сотрудника — подарить подарок, который познакомит с компанией и произведет приятное первое впечатление. . Это может быть кружка с логотипом, какой-нибудь мерч, фирменный ежедневник или чехол на телефон.

Знакомство новичка с командой

Для того чтобы новый сотрудник чувствовал себя более комфортно, можно организовать его знакомство не только с коллегами по отделу, но и со всей командой. Лучше всего это делать в неформальной обстановке. Например, можно организовать небольшие посиделки за обедом, где каждый расскажет о себе, или можно попросить новичка написать на общем портале небольшой рассказ о себе, своих увлечениях и хобби и, возможно, новичок найдет единомышленников среди старичков в компании.

Регулярный фидбек

Простой вопрос «Как дела?» от руководителя может сильно улучшить отношение сотрудника к компании. Людям важно чувствовать себя личностью, а не просто винтиком в большом механизме.

Как можно получать обратную связь:

  • личные встречи;
  • виртуальный или реальный ящик жалоб и предложений;
  • опросы (анонимные и нет);
  • неформальный разговор в лифте или у кулера с водой.

Наставничество

Все люди разные. Один человек с первого дня чувствует себя свободно и активно общается с коллегами, а другой долго ощущает себя не в своей тарелке и присматривается к окружающим. В рамках онбординга себя хорошо показала практика с индивидуальным наставником, так как таким образом можно учесть индивидуальные особенности каждого работника. 

Советуем к каждому новичку прикреплять личного наставника — человека, который объяснит, как всё устроено, какие нормы поведения приняты в организации, расскажет о коллегах, поделится профессиональными хитростями, будет помогать в процессе адаптации.

Вовлечение руководства в процесс онбординга

Можно попросить руководителя компании записать приветственное видео для новичков или провести собрание, где он расскажет про историю компании, ее миссию и ценности. 

База знаний

Создайте обучающую базу с видеоуроками и инструкциями по внутренним процессам и рабочим вопросам, чтобы новичок мог разобраться самостоятельно, не прибегая к помощи коллег.

Встречи one-to-one

Это регулярные встречи руководителя с каждым членом команды. На них можно проговорить все то, о чем некомфортно говорить на общих собраниях: обсудить сильные и слабые стороны сотрудника или дать обратную связь руководству. По сути, это единственный и самый лучший способ по-настоящему выслушать людей в команде.

Геймификация процесса

Чтобы новичок чувствовал себя менее потеряно, в приветственный пакет можно положить карту не только офиса, но и окрестностей. Например, на ней можно указать, куда можно сходить пообедать, где находится аптека и куда можно сходить прогуляться на перерыве. Формат карты поможет сделать процесс акклиматизации в новой среде проще и веселее.

Чат-бот с ответами на часто задаваемые вопросы

Когда в компании большой штат и на работу одновременно могут выйти несколько человек, HR-отделу может быть сложно оперативно отвечать на все вопросы. Чтобы снять с HR часть нагрузки, можно запустить чат-бот, который будет отвечать на самые популярные вопросы, например, как забронировать переговорку, как поменять пароль на почте, как составлять дневной отчет.

Типичные проблемы онбординга

  • Отсутствие четко прописанной роли нового сотрудника — новичок не знает, каких результатов от него ожидают, и какие задачи ему предстоит выполнять. Это может привести к тому, что он не сможет проявить себя и эффективно работать. Заранее подготовьте четкие и понятные должностные инструкции и сформулируйте свои ожидания на 6-12 месяцев.
  • Отсутствие ясных ожиданий и целей — данный пункт вытекает из предыдущего. Новичок не понимает, какой вклад он должен внести. Без четкого понимания целей и ожиданий, ему сложно определить приоритеты и планировать работу. Поэтому важно донести эту информацию до адресата.
  • Отсутствие долгосрочной программы онбординга — компания не имеет плана действий для поддержки и развития нового сотрудника на протяжении всего периода адаптации. Это может привести к тому, что новичок останется без необходимой поддержки и обучения. Поэтому заранее пропишите индивидуальный план развития на весь период адаптации.
  • Отсутствие коммуникации до первого рабочего дня — новый сотрудник не получает информации о компании, ее ценностях, культуре и процедурах. Это может создать трудности в понимании контекста работы и взаимодействия с коллегами.
  • Отсутствие общей базы данных и доступов — у работника нет доступа к необходимым ресурсам и инструментам. Это может замедлить адаптацию и снизить эффективность.
  • Отсутствие привязки к производительности — новый сотрудник не понимает, как его работа влияет на общую производительность команды и компании. Это может привести к отсутствию мотивации и снижению качества работы. И в целом сложно оценить, эффективна ли ваша программа онбординга или требует доработки.
Что такое онбординг простыми словами?
Оценить

Планируйте легко с ЛидерТаск на любом устройстве

Бесплатный российский планировщик для работы и жизни

free