Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Особенности работы в команде

Ярослав Кириллов
27 июня 2023
7 минут
5/5 - (1 голос)

За каждым успехом стоит слаженная и грамотно организованная деятельность команды. Практически все существующие блага современной цивилизации – результат коллективного труда. В любой деятельности человеку приходится взаимодействовать с другими людьми. Поэтому каждому необходимо как можно раньше освоить навыки командной работы. Попробуем разобраться, что включает в себя это понятие, и какими навыками нужно обладать, чтобы стать хорошим «командным игроком».

Организуйте командную работу с помощью ЛидерТаск

Создавайте и ведите проекты в системе управления ЛидерТаск, добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Делегируйте задачи, отслеживайте ход их выполнения и общайтесь в чате каждой задачи

Скачать ЛидерТаск
🟠 Раздел:Работа в команде
🟠 Содержание:Совместная работа
🟠 Время прочтения:6 минут
🟠 Автор:Ярослав Кириллов
***

В чем заключается командная работа

Суть командной работы

Для начала сформулируем определение. Командная работа — это согласованная, организованная совместная деятельность людей. Они преследуют общие цели и разделяют между собой ответственность за достигнутый результат. Но не всякую группу вместе работающих людей можно назвать командой. Сотрудники одной компании, сидящие в одном кабинете, и даже работающие над совместным проектом, — это не всегда команда.

Изначально этот термин использовался в спорте, где обозначал группу спортсменов, объединенных общей целью, каждый из которых действовал в общих интересах. Пример: баскетбольная или волейбольная команда, участники которой преследуют общую цель, совместно действуют в рамках разработанной стратегии, но каждый из них имеет свою зону ответственности.

В настоящее время это понятие активно применяется в бизнес среде. Командой принято называть небольшой коллектив людей (от трех до двенадцати участников), связанных общими интересами, целями и обязательствами.

Попробуем дать описание командной работы через основные признаки:

  • Общая цель.
  • Стремление к постоянному повышению продуктивности.
  • Взаимная ответственность.
  • Взаимодополняющие навыки.
  • Небольшое количество участников.

Участники команды зависят друг от друга. Значит, результаты труда каждого из них влияют на общий успех. Интересы индивидуума в таком коллективе вторичны. На первом месте стоят общие задачи и достижения. Каждый участник группы умеет грамотно пользоваться своими знаниями, полученными навыками и опытом, делится ими с товарищами, заботится о благе других. Вместе они действуют как единое целое. Такая совместная деятельность дает эффект, многократно превышающий затраченные на достижение цели ресурсы и усилия. Командная работа всегда строится на синергии и равноправии.

***

Отличительные характеристики команды

Отличительные характеристики команды

Каждой команде присущи характерные черты:

  • Общие цели, объединяющие ее участников. Они понятны и ценны для каждого члена группы. По мере их достижения коллектив ставит перед собой новые задачи.
  • Мотивация – один из важнейших аспектов командной работы. Все члены команды действуют осознанно и заинтересованы в скорейшем достижении общей цели. Они искренне хотят успешно выполнить все поставленные задания и активно работают на результат. Совместные достижения команды – главная ценность ее участников.
  • Долговременность сотрудничества. Команда не собирается для выполнения разовой работы. У нее всегда есть планы и цели на перспективу.
  • Ограниченное число участников. Команда не может состоять из одного человека или включать большое количество людей. Исследования показали, что лучшую результативность демонстрируют команды численностью от 3-х до 10 человек. Для организации, координации крупных коллективов требуется привлечение дополнительных средств и ресурсов.
  • Распределение ролей. Как и в спорте, каждый участник команды стремится к достижению общих целей, действуя в рамках собственной компетенции. Всем ее членам назначается отдельная роль. Кто-то организует совещания, кто-то общается с клиентами, анализирует поступившую информацию.
  • Отсутствие иерархии. Команда – это структурированный, организованный коллектив, в котором отсутствуют руководители и подчиненные. Все ее члены равны между собой.
  • Коллегиальное принятие решений. Для этого организуются совместные совещания и обсуждения, на которых все участники говорят по очереди, чтобы все могли высказать свои идеи и предложения.
  • Автономность. Команда решает любые рабочие вопросы самостоятельно.

Каждому управленцу или менеджеру известно, что невозможно собрать хорошую команду одномоментно. На этом пути она должна пройти определенные шаги:

  • На первой стадии происходит адаптация коллектива. Люди обмениваются информацией, проверяют возможности, способности друг друга. Данная стадия отличается низкой эффективностью из-за взаимной настороженности и недоверия.
  • На втором этапе в команде формируются небольшие группы по интересам. На этой фазе возможны разногласия из-за несовпадения целей или мотиваций командной работы.
  • Третья стадия – это кооперация. Участники команды осознают важность общей задачи. У них возникает желание совместного ее решения. На этом этапе впервые появляется местоимение «мы» в формулировках и способах решения задач.
  • Четвертая фаза связана с разработкой нормативов, правил и принципов работы в команде. Межличностное общение переходит на качественно новый уровень. Появляется чувство доверия, эмпатии к коллегам.
  • Пятый этап формирования команды – это функционирование. На этом этапе принимаются взвешенные и конструктивные решения задач. Распределяются роли между участниками. Появляется настоящая команда, с едиными целями, каждый член которой вносит свой вклад для их достижения, ставя общественные интересы выше личных.
***

Плюсы и минусы командной работы

Плюсы и минусы командной работы

Организованная работа в коллективе и команде помогает находить общие точки соприкосновения с окружающими, эффективно взаимодействовать с другими людьми, грамотно использовать свои сильные качества и уважать коллег. Топ основных преимущества командной работы:

  1. Решение сложных задач, с которыми не справится один человек. В своей основе командная работа предполагает ускорение процессов и повышение качества благодаря построению слаженного коллектива. Объединив усилия, сотрудники могут показать отличный результат, намного превосходящий их индивидуальные достижения.
  2. Положительное влияние на самооценку. Внося свой вклад в общее дело, участники осознают свою ценность и полезность для коллектива.
  3. Развитие навыка общения с другими людьми, способности конструктивно и адекватно воспринимать критику, дискутировать, доносить свою точку зрения до окружающих.
  4. Воспитание чувства уважения к труду других людей, формирование аналитического мышления.
  5. Карьерный рост. Командная работа положительно влиет на карьеру отдельных сотрудников. Работа в команде позволяет развить навыки сотрудничества, улучшить коммуникацию и способствует обмену опытом между участниками.

Навык командной работы в 2023 году вошел в десятку востребованных характеристик по версии портала LinkedIn. Все топовые международные компании стремятся к формированию крепких, организованных команд. Вот еще несколько причин, почему важна командная работа для успеха:

  • В процессе командной работы рождаются инновации, оперативно обнаруживаются ошибки и подбираются оптимальные способы решения любых проблем. Подобные результаты достигаются благодаря психологической безопасности сотрудников. Они прислушиваются к советам коллег и свободны в выражении собственных мнений.
  • Хорошая команда экономит ресурсы компании, требующиеся на наем и обучение новых работников. Люди дорожат своими местами, стремятся остаться там, где их ценят, уважают, прислушиваются к их мнению и платят адекватную зарплату за реальные заслуги.
  • Совместная командная работа помогает принимать смелые и оперативные решения. Чувствуя поддержку коллег, проще сделать непростой, порой рискованный выбор. Но именно большие риски часто несут серьезную прибыль.

Результаты командной деятельности всегда выше, чем при выполнении аналогичных задач в одиночку. Совместная работа в команде помогает реализовать масштабные и сложные проекты.

Рассмотрим минусы командной работы:

  • Любой команде нужно дополнительное время на притирку. Для создания слаженного коллектива потребуются недели, а в некоторых случаях даже месяцы.
  • Скорость командной работы медленнее индивидуальной, особенно при большой численности участников. Например, не всегда получается собраться всем вместе в указанном месте в оговоренное время.
  • Обсуждения и споры также отнимают определенную часть рабочего времени, хотя несут пользу рабочему процессу. Если вы считаете себя правым по какому-то вопросу, не факт, что вам удастся убедить других.
  • Для принятия решений по любому вопросу требуется согласие большинства. Из-за этого они могут затягиваться и задерживаться.

Существуют виды деятельности, для которых командная работа является неуместной. Например, монотонный рутинный труд или индивидуальные виды спорта.

***

Какие навыки необходимы для работы в команде

Навыки, необходимые для командной работы

Дружный, хорошо сработанный, сплоченный коллектив – мечта любого руководителя. Но чтобы заполучить в свое распоряжение сработанную, результативную команду, требуется время и определенные усилия. К тому же для успешного взаимодействия друг с другом участники коллектива должны обладать определенными характеристиками и навыками. Они сформулированы на базе пятифакторной личностной модели Big Five, описывающей пять черт человеческого характера: открытость, сознательность, доброжелательность, экстраверсию и невротизм. Навыки, необходимые в командной работе:

  • Надежность. Одно из наиболее ценных качеств любого специалиста – умение сдерживать свои обещания. Он всегда вовремя является на совещания и сдает работу в указанный срок. Чтобы отточить и развить этот навык, важно научиться управляться со временем: составлять планы, фиксировать их в блокноте или приложении, отслеживать исполнение. Постоянно опаздывающий, неорганизованный, срывающий дедлайны сотрудник, – «слабое звено» в любой команде. Он дестабилизирует дисциплину в коллективе, тормозит работу. Поэтому его нужно вовремя «поставить на место» или избавиться от такого «балласта».
  • Умение слушать, сдержанность в разговоре. Очень сложно держать себя в руках и терпеливо выслушивать других людей, не перебивая. Но этот навык дает массу преимуществ. Во-первых, уважение и симпатию коллег. Во-вторых, ценную информацию, которая может пригодиться в дальнейшей работе. И, в-третьих, научитесь контролировать любой разговор, направлять его в нужное русло.
  • «Сохранение при себе» плохого настроения и негативных эмоций. Их не стоит нести в коллектив. Плохой настрой даже одного сотрудника пагубно влияет на всю команду. Это один из отрицательных факторов, которых стоит избегать при совместной работе.
  • Энтузиазм. Относясь с искренностью и любовью к своей работе, участники команды подбадривают друг друга и заряжают оптимизмом других.
***

Как распределяются роли в команде

Все участники команды равны в правах, но важно понимать, что роли у них разные. За ними скрывается функционал каждого исполнителя. Например, за действия отвечают: мотиваторы (работают с организационными и материальными ресурсами), реализаторы (исполнители) и педанты (контролеры). Взаимодействие внутри коллектива организуют координаторы (лидеры), исследователи ресурсов (дипломаты) и командные игроки (душа коллектива). Генерацией идей занимаются генераторы (теоретики), стратеги-аналитики (серые кардиналы) и эксперты. Они являются консультирующим звеном команды. При распределении ролей стоит учитывать не только профессиональные навыки, но и на типы личности сотрудников.

Для повышения эффективности работы в команде применяется тимбилдинг или командообразование – сплочение коллектива путем организации обучения и различных корпоративных мероприятий. Тимбилдинг показывает отличный результат – он помогает укрепить сплоченность команды. Совместные игры и занятия спортом способствуют усилению командного духа, а групповые тренинги позволяют развить софт скилы и улучшить отношения внутри коллектива. Руководству следует максимально ответственно подойти к подготовке таких мероприятий и учесть все пожелания сотрудников и специфику коллектива, чтобы сплотить участников и построить действительно успешную команду.

Помимо тимбилдинга существует множество специальных практик, способствующих улучшению командной работы. Например:

  • Scrum – это методология управления проектами, основанная на итеративной и инкрементальной разработке.
  • Agile-методологии – это набор методологий, основанных на гибком подходе к управлению проектом и разработке продукта.
  • Kanban – это метод управления процессами, который помогает визуализировать процессы и отслеживать все этапы работы.

Каждый из этих методов позволяет команде делать работу быстрее и качественнее, снизить издержки и повысить качество продукта. Освоить их очень просто, достаточно знать основные принципы.

***

Организация командной работы с помощью ЛидерТаск

ЛидерТаск

Организация работы в команде – кропотливый, длительный процесс. Для этого используются эффективные автоматизированные системы управления, например, корпоративный таск-менеджер ЛидерТаск, позволяющий повысить эффективность команды. С его помощью можно объединить и организовать участников любого коллектива, даже если они территориально находятся в разных городах или уголках планеты.

Вы создаете группу компании в сервисе, добавляете туда сотрудников, распределяете роли и поручаете конкретные задачи каждому исполнителю или целой команде. Затем контролируете сроки и прогресс их выполнения. Каждая карточка задачи имеет встроенный чат, в котором можно обсуждать любые вопросы и детали проекта. Руководитель может добавлять к ней метки приоритетности («Важно», «Срочно»), чек-листы, любые файлы.

Следить за прогрессом можно на вкладках «Календарь» или «Расписание», где отразятся все задачи и дела сотрудника на текущий день или неделю. Анализировать выполнение прошлых действий в «Истории задач». Используя особый «Режим бога», руководитель может видеть и контролировать задачи всех своих подчиненных.

Приложение работает на всех цифровых платформах, в том числе, без подключения к интернету.

***

Заключение

Итак, что самое главное в командной работе? Соблюдать правила коллектива, относиться с уважением и вниманием к его участникам, стремиться к развитию, с энтузиазмом и оптимизмом относиться к своей работе и заряжать этой энергией окружающих. Руководитель, желающий создать хорошую команду, должен ставить перед своими подчиненными реалистичные, достижимые, четко сформулированные цели. У каждого исполнителя должна быть собственная роль с определенными обязанностями и задачами. Для обеспечения прозрачности действий команде необходим четкий план. Также важно следить за численностью команды (оптимальный размер – до 10 человек) и психологической обстановкой в коллективе.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
5/5 - (1 голос)
Планировщик-органайзер для профессионала
Наслаждайся
простотой и удобством
планирования своих
задач.
Скачать