Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Управление командой проекта

Ярослав Кириллов
22 февраля 2022
7 минут
5/5 - (1 голос)

Важнейшей компетенцией любого руководителя проекта является подход в управлении рабочим коллективом. Оно включает в себя не только контроль и постановку задач подчиненным, но также множество других задач. Например, расширение возможностей и вдохновение персонала, демонстрирование активного лидерства, регулирование конфликтов.

Управление командой проекта с помощью ЛидерТаск

Создавайте и ведите проекты в системе управления ЛидерТаск, добавляйте в них ваших коллег для совместной работы в команде и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск
🟠 Содержание:Проектный менеджмент
🟠 Раздел:Управление проектами
🟠 Время прочтения:7 минут
🟠 Автор:Ярослав Кириллов

От особенностей управления командой зависит ее работоспособность, потенциал, скорость и качество коммуникаций внутри выполняемого проекта. В это же время далеко не каждый человек способен управлять людьми. Это довольно сложная задача, мастерство приходит с опытом. Поэтому прежде чем руководить проектом любому менеджеру рекомендуется заранее разобраться в специфике и формировании эффективного менеджмента, его типах и методах, использовать его практики, и сформировать собственный управленческий стиль.

***
Управление командой проекта

Управление командой проекта: определение понятия

В соответсвии с pbmok (Project Management Body Of Knowledge) управление проектной командой — умение руководителя координировать действия всех участников проекта рабочей группы, связанной единым проектом для выполнения определенных стратегических задач.

Оно включает в себя совокупность ключевых способностей, в том числе ведение корпоративной коммуникации, позитивное влияние на результативность команды, постановку целей и задач, оценку деятельности человеческих ресурсов, выявление проблем, деление проекта на фазы — части жизненного цикла проекта, разрешение конфликтов, контроль и регулировку назначений, исполнения графиков и рабочей нагрузки.

***

Нюансы управления командой

Команда под руководством грамотного начальника является двигателем проекта, без нее невозможны выполнение всех поставленных задач, успешная реализация проекта. При тщательном координировании, знании стратегий и правильном управлении коллективом рабочей группы появляются и иные, неочевидные достоинства управления:

  1. Продуктивность. Появляется за счет балансирования рабочей нагрузки персонала, создания реалистичных сроков, поддержки и устранения барьеров, непосредственно препятствующих выполнению задач.
  2. Производительность. Возникает на сильной корпоративной базе и благодаря высоко мотивированным сотрудникам.
  3. Обучение. Является результатом совместной работы, опыта и навыков команды и ее главы, быстрой адаптации.
  4. Сплоченность. Берет начало из активного сотрудничества коллектива.
  5. Моральный дух. Рождается благодаря счастливым и эффективным работникам, которых проще удерживать на производстве, минимизируя отток кадров и экономя деньги компании.

Таким образом, успешное руководство командой проекта несет огромное количество специфических преимуществ. Поэтому администрация любой фирмы должна быть заинтересована в эффективном развитии данного направления.

***

Состав команды проекта

Рабочая группа, находящаяся под управлением во время создания проекта, представляет собой слаженную команду, в которой трудятся участники разного уровня. Обычно выделяются три группы сотрудников в зависимости от их вовлеченности в процесс:

  • основная команда — специалисты, напрямую участвующие в реализации, обеспечении проекта и постоянно контактирующие друг с другом;
  • расширенная команда — сотрудники, оказывающие содействие основной команде, но не вовлеченные в проект напрямую;
  • заинтересованные лица — люди, не сотрудничающие с членами команды, но способные влиять на них в процессе выполнения проектной деятельности.

Среди участников проекта принято выделять заказчика, инициатора проекта, куратора, руководителя проекта (проект-менеджера), инвесторов, контракторов, субконтракторов, поставщиков, органы власти и конечных потребителей. Наибольшего внимания заслуживает именно проект-менеджер — лицо, отвечающее за выполнение, скорость и качество всего проекта.

В команде рекомендуется избегать деструктивных персонажей, способных испортить создание и прогресс любого проекта. К ним относятся:

  • агрессоры — сотрудники, враждебно относящиеся к проекту и всячески позиционирующие себя против него;
  • блокаторы — участники, парализующие способность команды к мозговым штурмам, обсуждениям выдвинутых идей и концепций;
  • отрешенные — члены рабочей группы, не принимающие участия ни в одном аспекте, предпочитающие отсиживаться в тени;
  • непостоянные — подчиненные, перескакивающие с одной темы на другую и не позволяющие решить ни один вопрос;
  • доминирующие — служащие, агрессивно навязывающие свое мнение;
  • “охотники за славой” — сотрудники, заинтересованные только в личной выгоде.

При формировании команды проекта следует стремиться набирать людей, которые являются активными инициаторами, мотивируют других участников, легко собирают информацию и делятся ей с другими, повышают настроение коллективу, вдохновляют коллег, помогают собрать воедино все собранные данные.

***
Признаки команды проекта

Признаки команды проекта

Рабочая группа для создания проекта собирается на непродолжительный срок, является непостоянным, временным звеном компании. Она нужна лишь на период управления, пока не будет реализован и запущен тот или иной проект. Однако у нее есть свои определенные функции, обязанности, структура и форма. Верхний уровень команды проекта состоит из руководителя, нижний — из исполнителей-специалистов, обладающих определенными знаниями по конкретным дисциплинам, навыками и умениями.

Руководитель, или проект-менеджер, должен самостоятельно определить количество членов рабочей группы, отобрать участников с квалификацией, которые бы отвечали ряду требований. Также ему нужно учитывать, что состав будущего коллектива должен верно соотноситься с целями, задачами, требованиями проекта. Отбор участников для команды должен осуществляться в соответствии с общим психологическим портретом, чтобы сотрудники не конфликтовали и трудились максимально эффективно. А внутренняя культура проекта должна поощрять персонал к деятельности и достижениям наивысших результатов.

Ключевыми признаками проектной команды считаются:

  • внутренняя структуризация (органы управления, санкций и контроля);
  • единые цели, задачи и сверхценности;
  • обособление (отличие одной проектной группы от другой);
  • давление коллектива (взаимовлияние участников на общее поведение);
  • склонность к стабильности.

Если соблюдены все признаки, то существующую рабочую группу можно назвать командой.

***

Планирование и организация командной работы над проектом

Планирование трудовой деятельности рабочей группы должно осуществляться еще до вливания финансовых средств в проект. Для этого рекомендуется своевременно выбирать количественный и качественный состав команды, руководителя-исполнителя, их роли и действия каждого отдела. Тогда работа сотрудников будет максимально эффективна, а ресурсы распределены верно — в соответствии с обозначенным проектом и его планом.

При распределении обязанностей, закреплении функций за каждым работником стоит учитывать следующие моменты:

  • профессиональные качества членов команды;
  • личностные особенности работающих сотрудников;
  • понимание каждым участником группы поставленных перед ним целей и задач, отведенной роли и обязанностей в команде;
  • позитивный настрой всех выбранных подчиненных, их вера в успех разработки.

Руководитель также должен осознавать, что каждый служащий является индивидуальностью, которая может понимать или не понимать возложенные на нее обязательства. Поэтому на стадии введения в проектную деятельность, для качественной организации командной работы следует создать инструкцию и выдать всем участникам проекта. Документ должен быть небольшим, простым для понимания и учитывать все детали, основы будущей деятельности.

Кроме того, в процессе работы рекомендуется вести учетную документацию, в которой фиксируется прогресс, составляются графики, распределяются сферы ответственности.

***
Типы управления командой

Типы управления командой проекта

Не секрет, что в каждой рабочей группе складывается собственная, не похожая на других организационная культура. Ей соответствуют особые формы и уникальные принципы управления каждого отдельного проект-менеджера. Данные типы управления проектными командами определяются в зависимости от формы принятия и способа реализации управленческих решений.

Среди них выделяются базовые варианты, очень схожие с типами культуры:

  • авторитарный стиль — предусматривает единоличное и безапелляционное принятие решений руководителем проектной группы, уместен для проектов с задействованием неограниченных людских ресурсов с невысокой квалификацией и небольшим профессиональным уровнем;
  • предпринимательский (организационный) стиль — предполагает мотивацию денежным вознаграждением, хорошо раскрывает потенциал проектов, связанных с внедрением новых продуктов на рынок;
  • бюрократический стиль — ориентируется на регламенты, приказы и взыскания, успешно применяется для внедрения систем бюджетного управления и описания бизнес-процессов;
  • демократический стиль — устанавливает совместно разработанные командой правила, рассматривает рабочую группу как профессиональное сообщество, направленное на достижение результата и личное развитие, входит в число наиболее распространенных вариантов управления командой проекта;
  • диалоговый стиль — предполагает использование знаний участников в качестве главного управленческого фактора, распределяет функции руководителя между несколькими субъектами, подходит только в случае высокой активности, гибкой структуры команды и равноправии данных участников.

Нельзя говорить о том, что какой-то определенный стиль является самым успешным. Выбор должен осуществляться в зависимости от уровня подготовки и профессионализма команды, ее сплоченности, количества уже выполненных до этого проектов и многих других факторов.

***

Методы и инструменты управления командой проекта

В качестве вспомогательных средств руководителю следует пользоваться дополнительными инструментами управления командой проекта. Выделяют пять основных методов, которые способны наладить, оптимизировать и улучшить работу коллектива. Выделим и рассмотрим их более подробно.

Наблюдение и обсуждение

Неформальный метод, использующийся для того, чтобы с помощью коммуникации с членами команды узнавать о прогрессе, успехах и неудачах, трудностях и настроении персонала.

Оценка эффективности работ

Суть этой технологии — прямые встречи и совещания участников рабочей группы с руководителем проекта для организации получения исполнителями оценки, определения их деятельности. В ходе беседы также выявляются проблемы, уточняются обязанности сотрудников, создаются и определяются цели на ближайшее будущее.

Журнал регистрации проблем

Основная задача руководителя проекта — решение проблем, угрожающих успешной реализации проекта. В случае, если трудность не может быть разрешена в неформальной обстановке, операцию рекомендуется записывать в специальный журнал. В нем помимо сути проблемы или дела следует указывать конкретных людей, ответственных за ее решение, а также крайний срок выполнения задачи.

Межличностное общение

Навыки межличностного общения для управления и развития команды проекта нужны для мотивации коллектива, поддержания хороших отношений, возможности добиться лучших результатов в ходе осуществления проекта. К примеру, основными компетенциями являются:

  • лидерство — позволяет выбирать правильное направление работы, убеждать людей следовать за собой, вдохновлять, мотивировать;
  • влияние — помогает выстраивать доверительные отношения, выслушивать, заставлять;
  • эффективное принятие решений — предусматривает владение отменной интуицией или достоверной информацией для принятия наиболее действенных и продуктивных решений.

Урегулирование конфликтов

Недопонимания, разногласия, конфликты возникают не только между сотрудниками, но и между руководителем и менеджерами. Они сильно влияют на прогресс проекта, поэтому очень важно регулировать их быстро и конструктивно, не позволяя портиться общему настроению команды. Именно поэтому руководителю проекта необходимо знать об основных методах урегулирования конфликтов. К ним относятся:

  • решение проблемы — спокойное устранение возникшей трудности силами проект-менеджера без конфронтации с членом коллектива;
  • сотрудничество — помощь в принятии решения;
  • компромисс — путь уступок и консенсуса ради общего блага;
  • принуждение — не самый лучший способ для мирного и долгосрочного решения проблемы, т.к. он не решает изначально возникшего разногласия, подрывает авторитет проект-менеджера, ухудшает настроение команды;
  • сглаживание — метод, минимизирующий, но при этом не устраняющий возникшие противоречия;
  • уклонение — худшее средство, поскольку вообще не позволяет урегулировать конфликт, разрешить сложности в общении между людьми.

Использование данных методов управления командой проекта помогают руководителю стать эффективным проект-менеджером, который ведет своих подчиненных к успешной деятельности. Кроме того, ему на помощь могут прийти и современные инструменты, например, онлайн-платформы для управления проектными командами.

***

ЛидерТаск — система для управления командой проекта

Главный экран ЛидерТаск полный экран

Удобный менеджер для командной работы ЛидерТаск сильно упрощает совместную работу трудового коллектива над проектом, повышает скорость, результативность и качество деятельности. Руководитель имеет возможность объединить сотрудников на единой платформе, где легко контролировать деятельность людей, отслеживать прогресс на всех этапах, статистику и выполнять анализ возглавляемого проекта даже в удаленном формате.

Онлайн-сервис позволяет персоналу в любое время делиться информацией, вместе обсуждать идеи, делегировать поручения, ставить и распределять задачи между друг другом. Кроме того, программа рассредотачивает роли, назначает наблюдателей. Каждый подчиненный видит только свою зону ответственности и осуществляет требуемую работу с теми задачами, презентациями и проектами, которые нуждаются в его непосредственном участии. Программа отлично подходит для управления проектов по различным методогиям, например, Agile, Scrum или колесо командного управления, чьим автором является Чарльз Маргерисон.

Тарифы:

  • для начинающих (бесплатный — 0 рублей);
  • для профессионалов (премиум — от 217 рублей в месяц за 1 пользователя);
  • для команд (бизнес — от 331 рубля в месяц за 1 пользователя).

Есть бесплатный тестовый период для платных тарифов (по договоренности с разработчиком).

***

Заключение

Таким образом, мы выяснили, что успешное управление командой проекта — это непростая деятельность. Поэтому ее планированием, организацией следует заниматься намного раньше, еще до создания рабочей группы. Наибольшее внимание при этом следует уделить отбору коллектива, вовлечению участников в процесс. Однако также важную роль играют выбранные типы и стили лидерства руководителя, методы и средства управления.

Неоценимую помощь в создании проекта оказывают и специальные электронные помощники, такие как онлайн-сервис ЛидерТаск — платформа для управления проектной командой. С подобным инструментом руководителю намного легче контролировать деятельность рабочей группы, быть на связи, раздавать поручения, отслеживать прогресс.

Пользуйтесь предложенными советами, применяйте рекомендации. И успешное создание проекта останется вопросом времени! Удачи!

Какие принципы лежат в основе управления командой проекта?
Какие качества необходимы для успешного управления командой проекта?
Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
5/5 - (1 голос)
Планировщик-органайзер для профессионала
Наслаждайся
простотой и удобством
планирования своих
задач.
Скачать