Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Все о тимбилдинге или как создать настоящую команду

Никита Самсонов
2 ноября 2023
6 минут
5/5 - (2 голоса)

Сплоченный коллектив и здоровая атмосфера в офисе – важные составляющие эффективной работы бизнеса. Задача подружить всех между собой довольно сложная и требует много усилий. Построить команду мечты может помочь организация тимбилдингов для компании. Что это такое? Можно ли организовать самому и как не ошибиться с выбором мероприятия? На эти вопросы ответим в статье. 

Таск-менеджер для планирования личных и рабочих задач

Составляйте списки дел на каждый день, разбивайте сложные задачи на подзадачи и добавляйте других пользователей для совместной работы с проектами.

Скачать бесплатно
***

Что такое тимбилдинг

Тимбилдинг – это целый комплекс разных мероприятий, направленных на улучшение коммуникационных связей между коллегами для достижения какой-то задачи. Если говорить простыми словами, тимбилдинг — это способ объединить сотрудников. Часто в качестве связующего звена выбирают спортивные состязания, тренинги и настольные игры.

Определение с английского teambuild можно перевести как командообразование. Он пришел в профессиональную сферу из командного спорта. В спорте результат соревнований зависит от сплоченности спортсменов и умения взаимодействовать в команде. Если на лодке люди будут грести в разные стороны, они никуда, наверное, не уплывут. Поэтому нужно назначить командующего, ответственных за разные зоны работы, обсудить стратегию.

Тимбилдинг позволяет:

  • сменить обстановку и расслабиться;
  • улучшить взаимопонимание между сотрудниками и разрешить внутренние разногласия;
  •  научиться новым способам коммуникации;
  •  снизить градус конкуренции;
  • наладить дружеские связи;
  • влиться новому сотруднику;
  • замотивировать коллектив на новые свершения.
***

Команда и группа: в чем разница

Многие путают понятия «команда» и «группа», хотя они имеют ключевые отличия при некоторой схожести.

В группе:

  • есть свои внутренние цели, которые не затрагивают выгоду компании;
  • случаются споры о незначительных вещах, мешающих глобальной работе;
  • нет доверия;
  • есть личная неприязнь и сложности во взаимоотношениях;
  • отсутствует коммуникация между отделами, каждый работает обособленно;
  • к работе нужно постоянно побуждать, внутренняя мотивация отсутствует.

В команде:

  • есть главная цель, и все сотрудники трудятся для ее достижения;
  • идеи внимательно выслушиваются, а не пролетают мимо;
  • можно открыто высказать свое недовольство и говорить о неприятных моментах. 
  • конфликты разрешаются быстрее;
  • есть взаимопомощь и поддержка;
  • участники работают, потому что сами этого хотят. 
***

Кому тимбилдинг нужен, а кому нет 

Тимбилдинг будет особо актуален для фирм, где люди только начали работать вместе, и у них еще не было шанса пообщаться. Например, открывается новый филиал, поэтому сотрудникам нужно помочь узнать друг друга получше. 

Если коллектив уже давно работает вместе, но в команде царит напряженная атмосфера — часто случаются конфликты — совместные мероприятия также могут поправить ситуацию. Споры хороши, когда касаются оптимизации рабочих моментов, а не личностных характеристик. 

Тимбилдинг нужен при реорганизации кадров. Объединение и разделение отделов – частое явление при расширении или реструктуризации бизнеса. Люди остались те же, а существующие связи разрушились. Также может наблюдаться снижение эффективности компании, когда в компании несколько отделов, а их начальники не контактируют друг с другом. Здесь поможет организация тимбилдинга только между руководителями. 

Когда тимбилдинг не даст нужного результата:

  • Работа не подразумевает командную деятельность. Участники заняты разными проектами и не связаны друг с другом профессионально.
  • Сильная усталость в коллективе. В таком случае отдых наедине с собой будет намного лучше.
  • Низкая эффективность. Она не всегда связана с проблемами в коллективе. Иногда причина кроется в плохих условиях труда или некачественном управлении.
  • Текучка кадров. Частая смена персонала говорит об организационных проблемах, а не об отсутствии взаимопонимания и сплоченности внутри коллектива. 
***

Виды тимбилдинга

Все мероприятия для командообразования можно разделить на 5 основных видов:

  • Интеллектуальный. Подходит для тех, кто любит развлечения, связанные с эрудицией. Рабочие варианты: квизы, настольные игры, образовательные тренинги. Команды соревнуются между собой или играют все вместе против одного ведущего.
  • Спортивный. Подойдет и соревнование по дартсу, и поход в горы, и участие в регате.     
  • Творческий. Спокойные тимбилдинги, например, мастер-класс по мыловарению или живописи, подойдут больше креативным коллективам.
  • Экстремальный. Скалолазание, сплавы на байдарках и групповые гонки могут стать отличным вариантом для любителей острых ощущений. 
  • Социальный. Поможет не только укрепить взаимоотношения между сотрудниками, но и сделать мир лучше. В таком тимбилдинге можно высадить с коллегами деревья вокруг офисного здания или организовать день сбора вторсырья, съездить в приют для прогулки с собаками или провести субботник на территории.
  • Психологический. Помогает сотрудникам справиться с внутренними проблемами и разрешить конфликты в коллективе. Например, групповые сессии с коучем или психологом. 
***

Как организовать тимбилдинг

Организация тимбилдинга – непростое креативное задание. Руководители часто передают обязанности ивент-агентствам, но самостоятельно тоже можно справиться, если коллектив небольшой. Итак, организация тимбилдинга по созданию примерно выглядит так:

Шаг 1. Определиться с целью. Вид встречи зависит от того, хочет ли руководство сплотить работников или найти новые решения для оптимизации рабочего процесса.

Шаг 2. Определиться с ресурсами. Все расходы на проведение берет на себя фирма. Если бюджет ограничен, то альтернатива – провести мероприятие в стенах офиса с минимальными затратами. При нормальном бюджете подойдут выездные тимбилдинги для компаний. Отдых в нерабочее время за свой счет сотрудники вряд ли оценят.

Шаг 3. Узнать предпочтения работников. Маловероятно, что мужской коллектив оценит флористический мастер-класс. Пусть участники сами предложат идеи и скажут, что они любят. Для выявления предпочтений подойдут онлайн-опросы или голосование на планёрке.

Шаг 4. Выбрать дату и формат. Важно проводить корпоративные игры в будние дни, чтобы не отнимать свободное от работы время у работников.

Шаг 5. Разработать сценарий. Необходимо продумать программу мероприятия и учесть предпочтения и пожелания коллектива. Важно не забывать, что корпоративный слет направлен на решение конкретной задачи, поэтому убедитесь, что выбранные игры помогут с ней справиться. Пропишите тайминг, механики заданий и необходимый реквизит. 

Шаг 6. Проведение мероприятия. Подготовьте площадку и проверьте, все ли готово к началу. Если компания организуют выездное мероприятие, позаботьтесь о еде и питьевой воде, также проконтролируйте, чтобы участники оделись по погоде.

Шаг 7. Обратная связь. После мероприятия надо провести опрос у участников, чтобы выявить слабые моменты корпоратива и сильные. Обратная связь нужна для улучшения подобных событий в будущем.

***

Распространенные ошибки

Чтобы тимбилдинг для сотрудников прошел максимально эффективно, важно учесть частые ошибки руководства:

  • Цель мероприятия не определена. Если не поставить конкретные задачи, то и результат получится размытым. Самые частые запросы: сплочение, проработка психологических проблем, повышение доверия, поиск талантов, снятие напряжения. Важно ставить одну цель. За один вечер сотрудникам вряд ли удастся подружиться и раскрыть свои таланты. 
  • Неверный формат. Если планируется поднять командный дух, спортивные состязания будут эффективнее, нежели приезд спикера с тренингом. Этот вариант подойдет для личностного развития коллектива. Обязательно надо учитывать особенности сотрудников: возраст, уровень физического подготовки, предпочтения.
  • Плохо проработаны детали. Для проведения мероприятия важно заказать транспорт, если планируется выезд за город, организовать питание и зону отдыха. Упущенные детали не только отдаляют от цели, но и портят настроение участников.
  • Перенасыщенность. Чрезмерная нагрузка плохо влияет на общее состояние. Если после активностей сотрудники чувствуют усталость и опустошение, очень вероятно, что в следующий раз они откажутся от участия. 
  • Завышенные ожидания. Нельзя провести командный ивент и ждать, что все проблемы исчезнут в один день.
  • Отсутствие руководителей на мероприятии. Сотрудники хорошо чувствуют дистанцию между коллективом и руководством, поэтому если управленцы отказываются от участия в тимбилдинге, построить команду будет намного сложнее. В тимбилдинге важно, чтобы процесс приносил удовольствие всем участникам, а не воспринимался, как обязательные работы.
***

Идеи для тимбилдинга

Креативность – залог успешного проведения тимбилдинга. В блоге ЛидерТаска есть статья, в которой мы собрали 20 игр на такой случай. Здесь же рассмотрим лишь несколько вариантов, как можно организовать мероприятие. 

  • Квест. Вариативность формата безграничная, поэтому подходит для команд любого уровня подготовки и численности. Небольшим коллективам подойдут квест-комнаты, которые предлагают совершить побег за определенное время или разгадать тайну загадочного места.
  • Выезд на природу. Классический формат летнего корпоратива легко превратить в день, полный приключений. Природа отлично подойдет для спортивного ориентирования в лесу, игровых состязаний и эстафет. 
  • Кулинарный конкурс. Для проведения нужно арендовать заведение с зоной кухни или современную площадку с возможностью приготовления еды. Участники соревнуются в создании самого красивого и вкусного блюда, например, из тематики русской кухни. 
  • Импровизация. Задача команды – создать театральную постановку, не используя сценарий. Участникам озвучивают образы, жанр сценки и ограничение по времени. Сотрудники учатся слушать и взаимодействовать друг с другом. 
***

Как вовлечь сотрудников

Первое мероприятие вряд ли получится идеальным без привлечения ивент-менеджеров, но даже с недостатками коллектив должен воспринять идею положительно. Что нужно учесть:

  • Обязательное веселье. Никаких скучных лекций со сложными формулировками и нудной речью. Участники должны веселиться, получать положительные эмоции и яркие воспоминания.
  • Еда. Она улучшает настроение. Этим все сказано. Для природы подойдет полевая кухня, для офиса — легкие закуски. Еда из дома на подобных мероприятиях – табу.  
  • Новое место. Конечно, если не хватает бюджета, допустимо провести праздник в стенах офиса, но лучше сменить обстановку.
  • Перемешайте сотрудников. Эффективность мероприятия будет в разы выше, если перемешать сотрудников различных отделов между собой. Например, маркетинг разбавит бухгалтерия, а юристы присоединяться к проектировщикам.
  • Анонс мероприятия. Сообщите о планируемом тимбилдинге заранее. Можно также подготовить несколько сообщений с подробным описанием, чтобы заинтересовать как можно больше сотрудников. 
***

Резюмируем

У таких мероприятий все же есть и недостатки — требуется дополнительный бюджет, результат виден не сразу, проводить такие события нужно в рабочий день, а значит профессиональной деятельности в это время не будет. Но каждое такое событие — это важный шаг в построении команды. Главное – будьте на одной волне с коллективом и слушайте их пожелания, а не заставляйте взрослых людей делать то, что им не нравится. 

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
5/5 - (2 голоса)
Планировщик-органайзер для профессионала
Наслаждайся
простотой и удобством
планирования своих
задач.
Скачать