Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Попробуйте бесплатный умный таск-менеджер

notebook

50+ возможностей в одном приложении

6 428 оценок

Скачать бесплатно

Скачать бесплатно

6 428 оценок

Что такое лидерство: разбираемся, как стать лидером

Иван Абрамовский
6 октября 2023
5 минут
5/5 - (4 голоса)

Нельсон Мандела, Джефф Безос, Александр Македонский, Петр I, Джон Леннон, Диего Марадона, Наполеон Бонапарт. Что объединяет этих известных личностей? Ответ прост и лежит на поверхности. Все они успешные люди, чей авторитет и влияние на окружающих сложно оспорить. Но кто такой настоящий лидер? Какими качествами обладает? Чем отличается от управленца? Давайте погрузимся в обширную тему лидерства, а также ответим на важнейшие вопросы, связанные с ней. 

Развивайте лидерские качества с ЛидерТаском

Освойте навыки планирования, самодисциплины и расстановки приоритетов. Записывайте задачи, устанавливайте сроки и отслеживайте свой прогресс и прогресс команды в одном приложении

Скачать бесплатно

Кто такой лидер 

Лидерство — это всегда про внутренний мир человека. Лидером принято называть того, кто воздействует на других для достижения общей цели. Если мыслить глобально, в историческом контексте, то сразу представляются те, кто смог внести серьезные изменения в жизни многих людей, кто вдохновлял других на подвиги. Достаточно вспомнить Спартака, возглавившего величайшее в древности восстание рабов. Лидер способен на риск, не боится идти против устоявшихся норм, традиций, к его мнению прислушиваются, за ним готовы идти.

Обобщая, лидер — это человек, получивший право принимать решения и действовать от лица группы людей. Свою власть он получает за счет авторитета, доверия общества. 

***

Какие качества выделяют лидера

Общительность. Лидеры легко находят общий язык, умеют правильно доносить свои мысли. Также важно развивать эмпатию, научиться предугадывать реакции людей. При этом по своей натуре лидеры могут быть как экстравертами, так и интровертами. Например, Марк Цукерберг, Барак Обама и Билл Гейтс считают себя интровертами. 

Харизматичность. Харизматичные люди склонны быть лидерами. Они убеждают, вдохновляют, мотивируют. В глазах окружающих харизматичный лидер — это сильная, яркая фигура, за которой можно следовать. 

Ответственность. Лидер готов взять ответственность за всю команду, а в случае неудачи примет удар на себя. На это может пойти только сильная, зрелая личность. Лидер не сможет вести команду, если не будет уверен в своих действиях, но, с другой стороны, он и не должен быть излишне самонадеянным, беспечным. 

Экспертность. Чтобы стать лидером, нужно обладать знаниями и навыками, необходимыми для достижения общей цели. В некоторых организациях вместо приглашенных управленцев принято назначать на руководящие должности хорошо зарекомендовавших себя сотрудников благодаря их накопленному опыту, экспертности.  

Сознательность и порядочность. Надежность, добросовестность, честность свойственны всем хорошим людям, в том числе и лидерам. 

Гибкость. Лидер всегда открыт к новому, а также не боится пробовать. Он готов отказаться от устаревших методов ради дальнейшего развития и новых вершин. 

Организаторские способности. В руках настоящего лидера команда становится сплоченной — начинает работать как единый механизм. 

***

Как стать лидером

Как стать лидером

Ранее считалось, что феномен лидерства связан с физическими качествами: высоким ростом, мощным голосом, большой физической силой и весом. Однако несостоятельность концепции физических качеств доказала сама история — многие известные лидеры не отличались такими необыкновенными физическими данными. Сегодня ученые единогласно утверждают: лидерство — это набор личностных качеств, которые индивид способен развить в течение жизни. Врожденной является лишь предрасположенность к ним. 

Для воспитания в себе лидерских качеств требуется немало времени, желания и целеустремленности. Чтобы их развить, придется проработать многие черты своей личности. Это большая, сложная работа, но она обязательно окупится. 

  1. Поработайте над харизмой. Для этого существуют специальные тренинги, но подойдут и курсы актерского мастерства.
  2. Не избегайте ответственности. Старайтесь брать больше серьезных проектов и бросать себе вызов. Найдите способ проявить себя.
  3. Прислушивайтесь к другим. Личное мнение — хорошо, но важно не упустить полезные идеи, которые высказывают коллеги.
  4. Постоянно изучайте новые навыки. Учеба позволит не стоять на месте, быть в курсе трендов, не зацикливаться на изживших себя методах.
  5. Освойте ораторское искусство. Правильно подобранные слова, сказанные уверенно в нужное время — один из ключей к людским сердцам. Пламенная речь — отличный способ заставить людей следовать за вами.
  6. Развивайте эмоциональный интеллект, чтобы понимать себя и других, уметь контролировать чужие и свои эмоции.
  7. Научитесь самоконтролю. Вы не сможете управлять людьми, если не управляете собой. Начните планировать день, составлять списки задач и выделять главное. Оцените, насколько продуктивно вы используете свое время и двигаетесь ли к намеченной цели. О том, как планировать свой день, подробно рассказали в этой статье
***

Стили лидерства 

Одна из известнейших классификаций стилей лидерства была разработана Куртом Левиным в конце 1930-х годов. Несмотря на то что классификации уже более 80 лет, она до сих пор остается актуальной за счет своей простоты и наглядности. О других классификациях стилей лидерства рассказали в другой статье.

Вместе с командой Курт Левин выделил три типа лидерства — авторитарный, демократический, либеральный. Для этого команда провела эксперимент со школьниками, в котором поделила их на три группы. Каждой руководил человек, олицетворявший один из вышеперечисленных стилей. Испытуемые занимались ручным трудом и искусством, а команда Левина изучала реакцию детей на поведение руководителей.

Стили лидерства

Авторитарный стиль

При авторитарном стиле управления лидеры четко объясняют, что и как делать, редко учитывают мнение группы, из-за чего у сотрудников почти нет шансов проявить творческие наклонности при решении задач. Такой вариант в большей степени подходит для коллективов, где главный — очевидно самый квалифицированный сотрудник. Плюс не хватает времени, чтобы решать проблемы вместе.

Демократический стиль

По мнению Левина, демократический стиль управления наиболее эффективен. Такие лидеры слушают подчиненных, помогают им, поддерживают в сложных ситуациях. Для них важно чужое мнение, которое учитывается при принятии решений. В демократических группах люди трудятся меньше, чем в авторитарных, зато качественнее.

Либеральный стиль

Цель либерального лидера заключается в постановке задач и создании благоприятных условий для их выполнения. Большую часть времени он довольно пассивен. Вмешивается только тогда, когда команде необходима помощь. Такой стиль полезен, когда все в группе обладают высокой квалификацией в какой-либо узкой сфере деятельности. Лидер уверен, что сотрудники смогут найти лучшее решение, поэтому предоставляет им полную свободу действий — перекладывает ответственность на них.

***

Лидер vs Управленец

Понятия «управленец» и «лидер» нельзя считать равнозначными. Управленчество — в большей степени формальная история. В данном случае мы имеем дело с должностной характеристикой, а не личностной. Управленцев назначают сверху, лидеров выбирают снизу. Чтобы успешно руководить людьми, нужен целый набор компетенций, в их числе — экспертность, правильная постановка задач, контроль членов команды, планирование хода работы и необходимых показателей. 

Управленчество часто воспринимают как отдельную профессию, недаром есть масса способов обучиться менеджменту, получив профессиональные знания и развив «жесткие навыки». 

Лидерство — материя более тонкая. На первый план выходит работа с людьми: способность влиять на них, мотивировать и убеждать. Для лидерства важнее «мягкие навыки». Воздействие на группу происходит с помощью эмоций и коммуникации. От лидера требуется быть активным, сохранять жизненный тонус, не поддаваться негативным эмоциям или хотя бы не транслировать их в рабочей среде. Понятно, что далеко не каждый руководитель — лидер, и не все лидеры добираются до вершины карьерной лестницы, хотя бывают случаи, когда одно лицо выступает в обеих ролях. 

Резюмируя, отличия между лидером и управленцем заключаются в следующем. 

Лидер:

  • вдохновляет;
  • отвечает на вопросы, делится знаниями;
  • пробует новое, рискует;
  • готов пожертвовать сложившимися корпоративными нормами и правилами ради цели;
  • может действовать независимо;
  • заботится об участниках коллектива.

Управленец:

  • контролирует, чтобы все работали;
  • всегда действует рационально;
  • строго следует корпоративным правилам и требует этого от других;
  • является лишь частью корпоративной управленческой машины;
  • создает условия, чтобы команда работала максимально продуктивно. 
***

Что еще можно почитать

На тему лидерства написано великое множество литературы. Поэтому если вы планируете развивать лидерские качества, советуем почитать следующие книги.

  • «Как становятся лидерами» Уоррена Бенниса. Автора считают пионером современных исследований в сфере лидерства. Также рекомендует ознакомиться с другой работой Уоррена Бенниса, «Кто становится лидером в бизнесе». 
  • «21 неопровержимый закон лидерства» Джона Максвелла. Книга стала настоящим бестселлером. В ней автор рассказывает о законах, которым должен следовать человек, если он хочет, чтобы другие последовали за ним. 
  • «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» за авторством научного журналиста, психолога Дэниела Гоулмана.

Список можно продолжать долго, но тут главное начать, потом сами разберетесь, какие авторы и направления вам нравятся и нужны больше.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
5/5 - (4 голоса)
Скачай бесплатный умный планировщик (50+ возможностей в одном приложении)
Ставьте цели, планируйте задачи и достигайте их в 3 раза быстрее
Скачать бесплатно бесплатный умный планировщик