В бизнесе неразрывно связаны стратегия и тактика. Руководители составляют стратегический план для видения будущего компании, а чтобы к этому будущему прийти, нужен детализированный тактический план. В статье расскажем про особенности тактического планирования, рассмотрим несколько примеров и поделимся советами, как правильно составить тактический план.
В бизнесе выделяют 3 уровня планирования. Они неразрывно связаны друг с другом, но отличаются сроком, на который составляется план, и его детализацией.
Включает в себя определение долгосрочных целей компании на 3-5 лет. Оно направлено на повышение конкурентоспособности бизнеса. Особенностью стратегического плана является низкая детализация — предприятие знает, куда хочет прийти, но не имеет детального плана, чтобы достигнуть этих глобальных целей.
Тактическое планирование основывается на стратегическом плане организации. Это более детализированный план на несколько месяцев или год, который учитывает обстановку на рынке и предприятии, а также описывает конкретные действия для отделов компании.
Или краткосрочное планирование, которое подразумевает создание подробного производственного плана на небольшой срок от одного дня или нескольких недель и до года. План максимально детализируется и может описать действия отдельных сотрудников.
Итак, тактический план — это планы компании, описывающее ближайшее будущее. Это не просто документ на полке, а инструмент, который поможет превратить задуманное в реальность. Тактика определяет конкретные шаги и действия на короткий срок.
Временной горизонт планирования короче — если стратегический план рассчитан на пять лет, то тактические планы обычно охватывают квартал или год, в зависимости от особенностей рынка и темпов изменений.
Цель тактического планирования — разработать детальную программу деятельности коллектива с конкретными шагами и действиями, которые помогут выполнить стратегические задачи. Без тактики стратегия может остаться нереализованной, и не принести реальных результатов. Важно понимать, что успех приходит тогда, когда стратегия и тактика работают вместе.
На тактическом уровне составляют планы продаж, производства, поставок, маркетинга, финансов, развития.
Важно обозначить в документе:
Это первый шаг к успешному планированию. Мы определяем критерии, которые будут использоваться для утверждения планов и контроля за их выполнением. Тактические цели должны согласовываться со стратегическими целями предприятия, учитывать внешние и внутренние факторы.
Здесь мы изучаем положение дел и определяем, какой результат хотим получить за конкретное время. Мы анализируем производственные мощности, кадровый потенциал, наличие ресурсов, оцениваем внешние возможности и риски.
Сценарии — это рассказы, описывающие возможные ситуации. На этом этапе определяем, какие ресурсы понадобятся, а что уже есть, формируем пути достижения целей и KPI.
На этапе согласования план может быть скорректирован с целью оптимизации издержек и выбора наилучшего пути развития. Итоговый вариант утверждается руководством.
Давайте рассмотрим пример тактического маркетингового плана. Представим, что ваша компания занимается продажей страховых продуктов в крупном городе. Ваша цель — привлечь новых клиентов.
Для создания тактического плана первоначально необходимо проанализировать ситуацию внутри компании. Например, выяснить, какие маркетинговые каналы уже используются и какой результат они дают. Как отдел продаж взаимодействует с отделом маркетинга и какое количество лидов доходит до отдела продаж. Тактический план отдела продаж должен быть согласован с планом маркетинга, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие и достижение поставленных целей.
Для увеличения количества заявок было принято решение использовать телерекламу. Это сценарий тактического плана. В плане следует описать детали рекламной кампании, включая выбор сообщения, производство рекламного ролика, выбор телеканалов и отслеживание реакции клиентов. Коммуникация между отделами также играет важную роль.
Приведем еще пример. Вы хотите увеличить объемы продаж — это ваша цель. Чтобы понять, как достичь этой цели, вам нужно проанализировать текущую ситуацию на рынке, оценить работу персонала, поставщиков и партнеров, подробнее изучить целевую аудиторию.
Как решение, может быть, стоит расширить географию продаж, расширить ассортимент товаров, изменить ценообразование или маркетинговую стратегию, привлечь новых покупателей или увеличить объем заказов от текущих клиентов. Главное — быть готовым к изменениям и действовать системно и целенаправленно. Не забудьте составить бюджет для тактических действий — финансовый план поможет понять, какие ресурсы вам понадобятся.
Тактическое планирование — это детализация стратегии для достижения масштабных целей бизнеса. Тактический план занимает промежуточное место между стратегическим и оперативным планами. Тактическое планирование помогает минимизировать риски, лучше контролировать ход выполнения задач и оперативно реагировать на изменение внешних условий.
При составлении плана убедитесь, что он соответствует принципам планирования.
Менеджеры по продажам сталкиваются со множеством вызовов: от высокой конкуренции до необходимости постоянно развивать навыки. Важно не только уметь продавать, но и эффективно организовывать рабочее время, управлять множеством сделок и справляться со стрессом. ЛидерТаск — инструмент, который помогает менеджерам повысить продуктивность и достичь высоких результатов. В этой статье мы обсудим ключевые навыки, которые необходимы для… Читать далее Навыки менеджера по продажам: как повысить эффективность
Task tracker — это виртуальный центр управления вашими задачами. Сервис позволяет создавать списки дел, разбивать их на подзадачи, устанавливать сроки, назначать ответственных, отслеживать прогресс и общаться с командой. Проще говоря, это инструмент, который помогает отслеживать, что, когда и кем должно быть сделано. Причин внедрить таск-трекер множество, но все они сводятся к одному: сделать жизнь проще… Читать далее 12 лучших таск-трекеров для планирования и работы в команде
Постоянная нехватка времени, завалы задач и переработки — реальность, знакомая многим предпринимателям и фрилансерам. Как достичь баланс между личной жизнью и работой, сохранив при этом продуктивность? Нужно остановиться и проанализировать пройденный путь, другими словами, провести ретроспективу. Это поможет выявить проблемы, которые крадут время, а затем внести корректировки в рабочий процесс. В статье расскажем как ЛидерТаск… Читать далее Ретроспектива: от анализа к продуктивности