Конфликты на работе — неизбежная часть профессиональной жизни. Ни один коллектив не застрахован от споров и выяснения отношений. В конфликтные ситуации попадают все сотрудники компании, независимо от должности и сферы деятельности. Причины раздора могут быть разными: от несогласия по рабочим вопросам до личной неприязни и недовольства распределением нагрузки. Иногда рабочие конфликты помогают найти решение проблемы и скорректировать процессы, но чаще приводят к стрессу и снижают продуктивность коллектива.
В статье расскажем, почему возникают конфликты на работе, как правильно себя вести во время конфронтаций и как выстроить работу, чтобы конфликты случались реже.
Конфликт — это противодействие двух и более сторон, каждая из которых стремится достичь свою цель. Если траектории движения к целям пересекаются, случается краткосрочная ссора с поиском компромисса или долгое деструктивное противостояние.
Конфликты можно разделить на три основные группы:
Рабочие и групповые конфликты бывают конструктивными. Они помогают выявить узкие места в процессах предприятия, подсвечивают руководителю недостаток компетенций сотрудников или сложности с обменом информации между людьми.
Межличностные конфликты всегда вносят деструктив. Такие противостояния не нацелены на достижение результата и не приносят пользу компании. Участвуя в постоянных конфронтациях, специалист сильнее устает на работе, выгорает и теряет мотивацию.
По данным исследования сервиса SuperJob, россияне за последние 4 года стали чаще участвовать в стычках на работе. Причем люди одинаково много ссорятся и с коллегами (51% опрошенных), и с руководителями (49% респондентов).
Исследование сервиса «Работа.ру» показало, что большинство людей спорят с коллегами по рабочим вопросам (68% опрошенных). Рассмотрим, какие еще причины конфликтов бывают в коллективе:
В исследовании SuperJob только 5% респондентов признают, что они были инициаторами конфликта на работе с коллегами или руководителем. 25% опрошенных считает, что выяснение отношений спровоцировала другая сторона.
Если вы стали невольным участником инцидента, не торопитесь агрессивно защищать свои интересы и нападать на собеседника. Этот путь не приведет к выходу из кризисной ситуации. Вот что рекомендуют делать психологи, чтобы быстро разрешить конфликт:
Оставайтесь спокойными. Сохраняйте самообладание и не спешите отвечать. Обычно цель агрессора в споре — вывести оппонента из себя. Не поддавайтесь на манипуляцию, тогда не наговорите лишнего и не упустите контроль над ситуацией. Если чувствуете, что оппонент пытается нанести личное оскорбление, попробуйте успокоить его и скажите, что хотите решить проблему, а не отражать обвинения.
Внимательно слушайте собеседника. Иногда стычки между сотрудниками случаются из-за того, что люди не слышат друг друга. Постарайтесь понять истинную причину ссоры и намерения собеседника, примерьте его точку зрения. Это поможет найти взвешенное и подходящее для обеих сторон решение.
Избегайте обвинений. Тщательно выбирайте слова и формулировки. Используйте «я-высказывания», чтобы показать свое отношение к происходящему. Вместо фразы «ты плохо делаешь свою работу» можно сказать «я очень расстраиваюсь, когда приходится перепроверять отчеты, которые ты готовил».
Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личности. Чтобы с честью выйти из ссоры, нужно найти корень проблемы, а не пытаться подчинить человека существующим правилам. Если сотрудник несколько раз сорвал дедлайны, возможно, дело не в его медлительности и безответственности, а в плохо составленном техническом задании.
Ищите компромисс. Возникновение противоречия и недовольства происходит, когда человек чувствует, что его пытаются склонить к невыгодному для него решению. Не стремитесь навязать свою точку зрения. Постарайтесь найти выход, который устроит всех.
Представьте, что одному менеджеру нравится минималистичный дизайн сайта, а другой настаивает, что нужно использовать яркий и насыщенный стиль. Компромиссным решением будет использовать минимализм для основных элементов страницы, а важные блоки визуально выделить яркими деталями. Так оба участника конфликта поймут, что их мнение услышали.
Обратитесь к посреднику. Если конфликт зашел в тупик, нужно обратиться к третьему участнику, который поможет разрешить спор. Пусть это будет достойный посреднических полномочий коллега или руководитель. Главное, чтобы у него не было личной заинтересованности в победе одной из сторон.
Ссоры и конфронтации имеют последствия. Они могут быть негативными и позитивными как для компании в целом, так и для каждого участника конфликта.
Негативными последствиями ссор и стычек для сотрудника может стать непринятие его коллективом. Человек, который ведет себя проблемно и постоянно вовлекается в конфликты, быстро останется один.
Важно помнить, что разногласия в коллективе — это один из признаков того, что сотрудники заинтересованы в результате своего труда и хотят принести компании прибыль.
Конфликт может одновременно создать проблему и быть полезным для организации. Например, в результате разногласий с коллективом или начальником увольняется сотрудник-скандалист. Руководителю придется перераспределить задачи и повысить нагрузку на оставшихся специалистов. Но в то же время увольнение токсичного работника приведет к сплочению команды и более комфортной обстановке в коллективе.
Понимание причин и управление конфликтами — ключевые навыки для руководителя. Вот шаги, которые нужно предпринять для разрешения кризисной ситуации:
Выяснить причину конфликта. Первая и самая важная задача — разобраться, из-за чего возникла конфронтация. Чтобы понять причину раздора, нужно провести откровенный разговор с каждым участником конфликта. Руководитель должен быть независимым судьей и не принимать ничью сторону. При конфликте курящих и некурящих сотрудников начальник не должен априори принимать сторону некурящих, даже если сам негативно относится к вредным привычкам.
Выслушать предложения сторон по решению конфликта. Часто сотрудники могут дать полезные замечания, которые помогут руководителю улучшить процессы и избежать будущих стычек. Например, разработчика обвиняют в постоянном переносе срока сдачи, а он объясняет это отсутствием четкой дорожной карты проекта. Начальник может внедрить совместное обсуждение технического задания на старте и регулярные планерки во время разработки продукта.
Озвучить свое решение и зафиксировать перемирие. Менеджер должен воспользоваться своим положением и принять решение, которое не предполагает дальнейших дискуссий. При этом важно учесть обе точки зрения и убедиться, что противодействующие стороны не считают себя ущемленными и пришли к перемирию. Начальник может попросить конфликтующие стороны рассказать всему коллективу о найденном компромиссе и правилах решения подобной проблемы в будущем.
Рассмотрим действия, которые нужно предпринять руководителю, чтобы избежать конфликтов на работе.
Создать прозрачные коммуникации. Задача начальника — создать в команде атмосферу открытости, в которой сотрудники не боятся высказать свое мнение по рабочим вопросам. Чем меньше сплетен и недосказанности в коллективе, тем комфортней в нем работать.
Очертить круг обязанностей и ответственности. Чтобы сотрудники не спорили по рабочим вопросам, в компании должна быть понятная система должностных обязанностей и ответственности за результаты по разным бизнес-направлениям. Когда сотрудник точно знает, что в его обязанности входит подготовка продуктового каталога к печати, он не будет перекладывать эту задачу на коллег.
Справедливо распределять нагрузку и компенсацию за результат. У руководителя не всегда есть возможность равномерно распределить нагрузку в команде. Это и не нужно. Начальник должен стремиться справедливо поощрять самых эффективных сотрудников. Специалист, который много работает и приносит больше прибыли, не должен чувствовать себя обделенным. Размеры премий и других поощрений нужно четко прописать в трудовом договоре.
Учить сотрудников самостоятельно решать конфликты. Хороший руководитель не стоит над плечом у каждого подчиненного, проверяя его работу, и не замыкает на себя все проблемы коллектива. Его задача — выстроить процессы, в которых не требуется участие начальника. Этот же принцип применим к разногласиям в команде: руководителю не нужно вмешиваться в каждую ссору, важно научить сотрудников решать конфликты самостоятельно.
Провоцировать обратную связь. Управленец должен призывать подчиненных к диалогу, выделять время, чтобы услышать их мнения о существующих процессах и настроениях в коллективе. Так руководителю будет легче следить за настроениями в коллективе и быстро гасить зарождающиеся конфликты.
Проводить мероприятия по сплочению команды. Неформальные мероприятия и совместный отдых дают возможность лучше узнать друг друга и в кризисной ситуации терпимее относиться к коллегам. Тимбилдинги — отличная профилактика конфликтов на работе.
Уважаемые пользователи! 1 октября 2024 года прошел первый этап повышения цен на все тарифы в ЛидерТаск! 1 января 2025 года стоимость тарифов поднимется окончательно и установится на уровне: Изменения коснутся как покупки новой лицензии, так и продления лицензии и докупки рабочих мест (в перерасчете на срок действия лицензии). Вы можете продлить ваши текущие лицензии, докупить… Читать далее Изменение цен в ЛидерТаск c 1 января 2025 года!
Современные HR инструменты помогают специалистам по управлению персоналом не только автоматизировать процессы, но и оптимизировать рабочие задачи, повысить продуктивность и улучшить качество взаимодействия с сотрудниками. В числе лучших отечественных сервисов для HR специалистов — такие инструменты, как ЛидерТаск, Яндекс.Документы, Поток, WebSoft, 1С: Зарплата и управление персоналом, МояКоманда, Инсайдер, Experium, Bitrix24, HeadHunter, которые помогают упростить процессы… Читать далее Топ-10 HR инструментов: лучшие программы для эффективного управления персоналом
Вертикальные планеры Вертикальный шаблон на Декабрь 2024 с полями для записи важных задач и целей на месяц. Планер с календариком на следующий месяц и полем Bullet Journal. Горизонтальные планеры Для составления планов на месяц попробуйте бесплатное приложение планировщик ЛидерТаск. Составляйте списки дел, прикрепляйте файлы, отслеживайте привычки, разделяйте дела по проектам, делитесь задачами. Планер онлайн можно… Читать далее Планер на Декабрь 2024