Развитие любого бизнеса начинается с постановки целей. Любая компания планирует достичь максимальной прибыли и рентабельности в перспективе. Но, как этого достигнуть, не всегда понято на начальных этапах. Поэтому любое планирование нуждается в чётком структурировании, например, через составление дерева целей — методики, которая превращает абстрактные идеи в конкретные шаги.
Эффективно работающая структура дерева целей отвечает на самые важные вопросы: Как будут распределены обязанности? Каким образом будет налажено взаимодействие между исполнителями? Кто будет отвечать за конечный результат?
Дерево целей проекта (пример его применения мы рассмотрим далее) является самым простым и работающим способом устройства организационной структуры компании. Что это за метод и как его использовать на практике, разберемся в этой статье.
Дерево целей организации – управленческая методика, направленная на достижение глобальной цели путём поступательного выполнения входящих в неё задач. Данная технология планирования была разработана в 1957 году американским учёным Расселом Линкольном Акоффом. Благодаря простоте исполнения она быстро приобрела популярность в деловых кругах. Метод не утратил своей актуальности и в настоящее время широко применяется в менеджменте для построения дерева целей (включая дерево задач) как для корпоративных стратегий, так и для локальных проектов.
По сути, как строить дерево целей? Это графическое изображение главной цели, разбитой на подцели – ветви дерева. Они располагаются в иерархичной структуре и находятся в непосредственной связи друг с другом. Чтобы создать дерево целей, достаточно начать с формулировки стратегической задачи, а затем декомпозировать её на уровни: от крупных ветвей (тактические цели) до конкретных действий. За решением каждой подзадачи поэтапно следует выполнение следующей, что делает движение к цели последовательным и прозрачным.
Дерево целей компании применяется при разработке новых продуктов, при планировании стратегии развития бизнеса, в маркетинге. Подходит для личных целей. Методика помогает:
Ствол дерева – это основная проблема, которую нужно решить в перспективе. Его ветки – это задачи первого, второго, третьего и последующего уровней, решение которых приводит к решению поставленной проблемы.
Для чего нужно дерево целей? Этот метод не только систематизирует задачи, но и превращает стратегические амбиции в достижимую дорожную карту. Дерево целей предприятия в менеджменте имеет следующие характеристики:
К ключевым признакам метода относят лаконичность — в схеме нет лишних элементов. Метод построения дерева целей также подчеркивает индивидуальность: у каждой организации или человека дерево целей уникально, отражая специфику их ресурсов, возможностей и амбиций.
Своё название методика дерево целей получила из-за визуальной схемы, напоминающей перевёрнутое дерево. Принципы построения дерева, сформулированные Херри Адлером, включают:
Например, при разработке проекта используются три ключевых элемента:
Выражение, описание | Размер, масштаб | Время исполнения |
---|---|---|
Каким должен быть результат? Что нужно сделать? | К какому количеству (объёму, проценту) мы стремимся? | К какому сроку нужно выполнить задуманное? |
Такая структура превращает абстрактные амбиции в понятный план, где даже самые сложные цели разбиваются на выполнимые этапы.
Вершина или ствол, иногда называемый корнем – это главная часть дерева, ключевая цель, расположенная сверху. От нее исходят большие и малые ветви, представляющие собой различные цели и задачи. Более крупные ветки – это задачи первого уровня, меньшие – второго, третьего и далее, то есть конкретные шаги, которые выполняются для достижения каждой поставленной цели.
Их количество может быть любым. Чем более подробно разбит каждый этап плана, тем проще и быстрее получится его выполнить. Например, задача: «выучить английский» кажется довольно расплывчатой и туманной. А когда она разбивается на отдельные этапы: найти курс, записаться, выполнять задания, пройти практику», то поставленная цель становится более понятной, и кажется вполне достижимой. Когда все перечисленные шаги получают графическое отображение, процесс движения к ней становится ещё более наглядным.
Главная, стратегическая цель-«ствол» должна быть достаточно сложной и амбициозной. На её достижение должны затрачиваться значительные усилия и ресурсы. Её функцию может выполнять:
Чтобы построить дерево целей, начните с формулировки стратегической цели, как в примере выше. Она должна быть мотивирующей и вдохновляющей, ведь от неё зависит «жизнеспособность» всего дерева. Если корни (ресурсы и мотивация) слабы, даже самая амбициозная цель останется нереализованной. Поэтому, прежде чем разбивать ствол на ветви, убедитесь, что база для достижения цели достаточно прочна.
Структура дерева целей предусматривает, что тактические задачи (ветви) конкретизируют путь к стратегической цели. Например, если ствол — это «увеличение прибыли на 50% за 5 лет», то крупные ветви могут включать:
Каждая ветвь — это направление, которое требует детализации. Так, для увеличения продаж структура дерева может включать подцели: анализ рынка, адаптацию маркетинговой стратегии, запуск рекламных кампаний. Важно, чтобы все конкретные задачи были измеримыми и привязанными к срокам. Например, «привлечь 1000 новых клиентов через соцсети до конца квартала» — это уже не абстрактная идея, а чёткий ориентир для отдела маркетинга.
Не забывайте и о альтернативных ветвях: если один путь окажется тупиковым, «дерево» позволяет гибко перестроить фокус, сохранив общую стратегию.
«Малые ветви – это текущие задачи, которые необходимо разбить на конкретные шаги. Например, для увеличения продаж важно определить ответственное лицо за каждое действие: анализ рынка может курировать отдел аналитики, запуск рекламной кампании — маркетинг, а оптимизацию бюджета — финансовый департамент. Каждый сотрудник, участвующий в процессе, должен чётко понимать свою роль и сроки выполнения задач.
Возьмём цель «адаптировать маркетинговую стратегию», которую необходимо реализовать. Её можно декомпозировать на:
Такая детализация исключает неопределённость: каждый сотрудник знает, какую задачу необходимо выполнить, а ответственное лицо контролирует процесс. Это превращает абстрактные идеи в рабочий план, где ни один этап не остаётся без внимания.
Сократить издержки на изготовление продукта можно следующим образом:
Для снижения долговой нагрузки необходимо выплатить кредиты с возможностью досрочного погашения, подумать о привлечении альтернативных источников финансирования. Например, сдать в аренду или реализовать неиспользуемые мощности. За полученную сумму погасить кредит досрочно.
Алгоритм включает четыре ключевых этапа, которые помогут построить дерево поэтапно:
Правило: Двигайтесь сверху вниз, но регулярно проверяйте, как низовые задачи влияют на ствол. Если ветви «не растут» к главной цели — пересмотрите структуру.
Все перечисленные шаги – элементы одного действия, требующие привлечения большого количества ресурсов и времени. Когда работа ведётся в команде, важно, чтобы каждый участник процесса понимал свою задачу. Это позволит грамотно делегировать поручения сотрудникам и избежать потерь времени.
При разработке модели дерева следует учитывать следующие критерии:
Формулируя генеральную цель, важно понять, что это нужно именно вам или вашей компании. При этом необходимо трезво оценить, есть ли у вас в наличии соответствующие ресурсы для реализации задуманного. Дерево целей покажет реальную картину дел. Подробно расписав входящие в него задачи, проще выявить пути для их получения.
Описывая цели, необходимо установить критерии, по которым они будут оцениваться. Для каждой задачи определяется точное время выполнения. Сроки должны быть конкретными и реальными. Пример: «Накопить 500 тысяч рублей за месяц». При зарплате в 100 тысяч это физически невозможно. А цель: «накопить 500 тысяч к 20 октября 2030 года» уже вполне достижима.
Все задачи и цели дерева, формирующие его ствол и крону, должны быть связаны друг с другом. Если между ними возникают противоречия – значит, в построении схемы допущены критические ошибки.
Если дерево целей строится для развития бизнеса, его структура должна соответствовать особенности деятельности предприятия. Каждый отдел или подразделение должны достичь своих целей для реализации выбранной стратегии.
Анна ставит перед собой цель продвинуться по службе.
Стратегическая цель | Должность начальника отдела продаж. |
Подцель | Перевыполнить план для возможности подачи заявки на конкурс по замещению вакантной должности. |
Задача | Проанализировать «узкие места» в продажах, улучшить показатели. |
Подцель | Получение приглашения на собеседование. |
Задача | Составить эффектное и грамотное портфолио. |
Подцель | Успешное прохождение собеседования. |
Задача | Подготовить самопрезентацию, написать речь. |
Стратегическая цель | Улучшение финансового состояния |
Подцели | Организация пассивного, активного дохода, личная удача. |
Задачи | Сменить работу, профессию, выучиться на курсах дополнительного образования, переехать на новое место. |
По данной аналогии граф строится далее. Количество строк может изменяться в зависимости от масштаба и уровня целей.
Построить собственное дерево целей и задач можно вручную, на обычном листе бумаги. Или использовать для этого современные цифровые сервисы, такие, как ЛидерТаск. Программа помогает бизнесу визуализировать свои планы и стремления. Предлагает чёткий алгоритм планирования, обеспечивающий поступательное выполнение всех намеченных задач и долгосрочных целей.
Используя ЛидерТаск, можно быстро вносить изменения в структуру плана. Своевременно информировать сотрудников об изменениях. Ограничивать доступ персонала к дереву при необходимости. В приложении можно составлять списки дел, разбивать их на задачи, подзадачи. Формировать древовидную иерархическую структуру для достижения сложных целей. Задачи и подзадачи можно разделять по дням. Отмечать выполненные задания и отслеживать прогресс в достижении поставленных целей.
Программа наглядно отображает, на какой стадии находится та или иная задача. Демонстрирует, кто и за какой участок несёт ответственность. Организует взаимодействие сотрудников в корпоративном чате. Работает на всех цифровых платформах, в том числе, в режиме оффлайн, без интернета.
Используя граф для планирования деятельности компании или личного бизнеса, проще понять, какие задачи нужно выполнить на данном этапе и какие ресурсы привлечь для скорейшего достижения целей. Данный метод помогает обнаружить недостающие средства, найти оптимальные пути для их получения. Показывает, как задачи и подзадачи связаны друг с другом. Позволяет глобальные, тактические цели сделать реальными и достижимыми. Успешно использовать методику objective tree можно в бизнесе или в личной жизни.