Попробуй бесплатный умный таск-менеджер.
50+ возможностей в одном приложении.
Узнать подробнее
Любой современный коллектив или группа нуждается в управлении. Но, как это сделать грамотно и правильно? Ведь одну и ту же задачу до исполнителя можно донести разными способами: пригрозить наказанием или штрафом, если он не уложится в срок, или поощрить за качественную, профессионально выполненную работу. От подхода выбранного руководителем зависит результативность его подчинённых, эмоционально-психологическая атмосфера в команде, прибыльность и успешность компании.
Для управления персоналом используются различные стили руководства. На их основе формируются собственные модели, манеры поведения руководителем и подчинённых, делегируются задачи и принимаются решения. Каждому руководителю свойственна своя модель поведения, соответствующая особенностям его характера, личностным качествам, текущей ситуации в компании и многих других факторов.
В этом обзоре попробуем определить, какие стили управления в менеджменте более продуктивны в настоящее время. Как можно охарактеризовать стили руководства? Это поможет понять ваши сильные и слабые стороны, будучи руководителем, и подскажет, в каком направлении двигаться дальше.
В менеджменте выделяют множество классификаций стилей руководства. В основе каждой из них используются собственные критерии и понятия. Рассмотрим наиболее универсальные из них, которые можно использовать в различных ситуациях.
Данная базовая типология была разработана в 30-е годы прошлого века, немецким психологом Куртом Левином. Он дал определения и разделил стили управления руководителя на три вида: авторитарный, либеральный и демократический.
Авторитарному стилю или, как его ещё называют, директивный, присуще единоличное принятие решений. Вся власть находится исключительно в руках одного человека. Руководители в данной роли никогда не советуются с подчинёнными, контролируют все рабочие процессы. Сотрудники только выполняют порученные им задачи. Данный прием лучше подойдет в ситуациях, требующих быстрого принятия решений, когда мнение команды не окажет влияния на решение текущих вопросов. Он оправдывает себя в периоды кризисов в компании, когда между руководством и подчинёнными отсутствует взаимопонимание. В качестве ицициативы в данном случае используется материальное поощрение исполнителей.
Преимущества | Недостатки |
Оперативность принятия решений, строгая дисциплина в коллективе. | Низкая мотивация сотрудников. |
Конкретизация задач сотрудникам в соответствии со сроками или KPI. | Высокая текучесть кадров из-за быстрого выгорания, снижение качества персонала. |
Возможность быстрого получения результатов при ограниченных ресурсах. | Вся ответственность лежит на руководителе, что приводит к стрессу и перегрузкам. |
Авторитарный лидер характеризуется высокой сознательностью, повышенным уровнем самоконтроля, пробивной способностью. Таким руководителем можно назвать «железную леди» Маргарет Тэтчер, с 1979 по 1990 занимавшую пост премьер-министра Великобритании. Она не шла на уступки, считая это отказом от своих убеждений. Не проявляла сочувствия к подчинённым, считая это слабостью, и на протяжении всего срока пребывания у власти придерживалась авторитарного стиля. Это яркий пример данного типа.
При выборе данной попустительской модели управления лидер принимает минимальное участие в деятельности команды. Он предоставляет подчинённым полную свободу действий, ограничиваясь наблюдением и советами. При этом каждый участник коллектива больше индивидуально проявляется и ощущает свою причастность к общему делу. Он не ограничен в творчестве и самореализации.
Преимущества | Недостатки |
Эффективное взаимодействие в команде. | Руководитель должен полностью довериться команде. |
Активная работа всех участников рабочего процесса, отсутствие ограничений в творчестве и генерации новых идей. | Подходит для небольших компаний, занимающихся творческой деятельностью. |
Команда старается достигнуть лучшего результата при отсутствии явного материального стимула. | Либеральное управление невозможно на крупных производствах и в отраслях, требующих чёткого соблюдения инструкций. |
Благоприятная обстановка в коллективе. |
Совокупность этих факторов положительно влияет на эмоциональный фон и удовлетворённость работой сотрудников. Это и есть один из его главных минусов. Подчинённые могут воспринять не вовлечение в рабочий процесс как равнодушие со стороны руководителя. Перестанут серьёзно относиться к своим обязанностям, зная, что в сущности, их никто не будет контролировать.
При выборе данного стиля все решения принимаются коллегиально. Руководитель контролирует не сам процесс работы, а результат. Разделяет ответственность за него с участниками команды. Такой руководитель не любит указывать подчиненным. Действует методами убеждения. Готов выслушать любое мнение, даже, если оно противоречит его утверждениям. Демократическая модель подойдёт компаниям с квалифицированным, высоко мотивированным персоналом.
Преимущества | Недостатки |
Высокая мотивация сотрудников, позволяющая получить лучший результат. | Растягивание времени принятия решений из-за постоянных совещаний. |
Доверительные и партнёрские отношения внутри коллектива. | Риск несоблюдения сроков выполнения задач. |
Лояльность исполнителей по отношению к руководству. | Руководитель должен уметь работать с возражениями и адекватно воспринимать критику. |
Достаточная организованность, ответственность персонала, не требующая постоянного контроля. | Подходит только для зрелых, опытных команд, способных работать самостоятельно. |
Пример руководителя-демократа: известный мультипликатор, основатель студии Disney, Уолт Дисней. Он всегда обсуждал свои идеи с подчинёнными, прислушивался к их предложениям. Но, в зависимости от ситуации, право выбора он всегда оставлял за собой.
Две оригинальные управленческие теории лидерства были разработаны Дугласом МакГрегором в 1960-е годы. Его идеи, опубликованные в книге «Человеческая сторона предприятия», на то время были настолько новаторскими и инновационными в экономике, что быстро завоевали популярность и признание у менеджеров в различных странах.
Описание теории X строится на следующих положениях:
Данная теория нашла применение в организациях, придерживающихся авторитарного стиля. В народном творчестве подобный тип управления описывается чётко и ёмко: «Я – начальник, ты – дурак».
Подход Y построен на следующих постулатах:
В перечисленных тезисах отражается вид демократического стиля управления, основанный на делегировании полномочий и контроле результата.
В данной теории описывается пять управленческих стилей, связанных с заботой о людях и процессе производства. Она имеет вид системы координат, состоящей из 9 делений по вертикали и горизонтали. На вертикальной шкале отмечается отношение к людям. На горизонтальной – к поставленным задачам. За приверженность той или иной стратегии руководителю присваивается оценка от 1 до 9. На основании полученных данных определяются следующие краткие стили в управлении:
По мнению разработчиков теории, Блэйка и Моутона, к последнему типу управления должны стремиться все менеджеры.
Американский писатель и психолог Дэниэль Гоулман предложил собственный подход к лидерству, изложив его в произведении «Эмоциональный интеллект», долгое время находившемся в топе изданий New York Times. В нём он описал шесть видов эмоционального управления:
И авторитарный, и демократичный стиль в определённых условиях повышают работоспособность и результативность сотрудников. Главное использовать их в подходящей среде.
Стратегия выбора модели руководства «на все времена» изначально утопична. Поэтому в менеджменте появилась новая классификация управленческих стилей, включающая:
На выбор модели управления влияют:
При прохождении различных этапов развития в компаниях разумно применять соответствующие стили управления. При открытии стартапа главная задача руководства – выживание в сложных экономических условиях. Поэтому управление должно быть сосредоточено в одних руках. При устойчивом росте, открытии новых направлений важна инициатива и вовлеченность персонала и т.д.
Гарантией успешного завершения любого проекта является выбор эффективного стиля управления и подходящего инструмента для управления рабочими процессами. Ведь кроме организации стиля управления и работы персонала, менеджер должен наладить множество других сопутствующих процессов: назначить исполнителям задачи, отслеживать их прогресс, управлять ресурсами. Также важно организовать взаимодействие между участниками команды в рамках одной системы.
Все эти задачи можно решить в приложении ЛидерТаск. Делегировав задания исполнителям, менеджер будет оповещён о сроках и прогрессе их выполнения. Сможет отследить результативность каждого сотрудника и сравнить его достижения с общими успехами команды. Программа подходит для планирования, держит в курсе всех дел, происходящих в компании. Помогает организовать общение между исполнителями и руководством посредством удобного корпоративного чата.
Приложение своевременно уведомит о появлении новой задачи или изменении её статуса. Не позволит пропустить критический срок её исполнения. Поможет организовать слаженную работу сотрудников, грамотно распределить задачи с учётом важности, приоритетности. Обеспечит полный контроль над деятельностью команды.
Идеального стиля управления не существует. Каждому стилю управления характерно начилие своих плюсов и минусов. Поэтому, главная задача каждого эффективного руководителя – грамотно использовать различные подходы и модели с учётом ситуации в компании и психологической обстановки в коллективе.
Для успешного управления бизнесом эксперты рекомендуют использовать ситуационный менеджмент, подбирая стиль руководства, более уместный в данной ситуации. Чтобы достичь высоких результатов в работе, важно научиться соблюдать баланс между различными моделями управления. Именно такой подход даст реальный шанс на успешное выполнение любого проекта.
Вертикальные планеры Вертикальный шаблон на Октябрь 2024 с полями для записи важных задач и целей на месяц. Планер с календариком на следующий месяц и полем Bullet Journal. Горизонтальные планеры Для составления планов на месяц попробуйте бесплатное приложение планировщик ЛидерТаск. Составляйте списки дел, прикрепляйте файлы, отслеживайте привычки, разделяйте дела по проектам, делитесь задачами. Приложение можно использовать… Читать далее Планер на Октябрь 2024
Выходных на неделе всего два, но даже их хочется провести с пользой. Продуктивные выходные — это не только выполнение всех накопившихся дел, но и время для отдыха, восстановления и личного развития. Для кого-то это возможность заняться любимыми хобби, провести время с близкими, а для других время для заботы о своем здоровье и подготовке к новой… Читать далее Как продуктивно провести выходные
В 1950-е годы в Японии появилась революционная система организации работы предприятия, которую сейчас применяют везде. Это бережливое производство. В статье расскажем, что это такое, какие у него принципы и инструменты. А также дадим рекомендации, как внедрить бережливое производство на предприятии с помощью сервиса ЛидерТаск. Что такое бережливое производство Бережливое производство, или lean manufacturing — это… Читать далее Как бережливое производство помогает оптимизировать процессы на предприятии