Любой современный коллектив или группа нуждается в управлении. Но, как это сделать грамотно и правильно? Ведь одну и ту же задачу до исполнителя можно донести разными способами: пригрозить наказанием или штрафом, если он не уложится в срок, или поощрить за качественную, профессионально выполненную работу. От подхода выбранного руководителем зависит результативность его подчинённых, эмоционально-психологическая атмосфера в команде, прибыльность и успешность компании.
Для управления персоналом используются различные стили руководства. На их основе формируются собственные модели, манеры поведения руководителем и подчинённых, делегируются задачи и принимаются решения. Каждому руководителю свойственна своя модель поведения, соответствующая особенностям его характера, личностным качествам, текущей ситуации в компании и многих других факторов.
В этом обзоре попробуем определить, какие стили управления в менеджменте более продуктивны в настоящее время. Как можно охарактеризовать стили руководства? Это поможет понять ваши сильные и слабые стороны, будучи руководителем, и подскажет, в каком направлении двигаться дальше.
В менеджменте выделяют множество классификаций стилей руководства. В основе каждой из них используются собственные критерии и понятия. Рассмотрим наиболее универсальные из них, которые можно использовать в различных ситуациях.
Данная базовая типология была разработана в 30-е годы прошлого века, немецким психологом Куртом Левином. Он дал определения и разделил стили управления руководителя на три вида: авторитарный, либеральный и демократический.
Авторитарному стилю или, как его ещё называют, директивный, присуще единоличное принятие решений. Вся власть находится исключительно в руках одного человека. Руководители в данной роли никогда не советуются с подчинёнными, контролируют все рабочие процессы. Сотрудники только выполняют порученные им задачи. Данный прием лучше подойдет в ситуациях, требующих быстрого принятия решений, когда мнение команды не окажет влияния на решение текущих вопросов. Он оправдывает себя в периоды кризисов в компании, когда между руководством и подчинёнными отсутствует взаимопонимание. В качестве ицициативы в данном случае используется материальное поощрение исполнителей.
Преимущества | Недостатки |
Оперативность принятия решений, строгая дисциплина в коллективе. | Низкая мотивация сотрудников. |
Конкретизация задач сотрудникам в соответствии со сроками или KPI. | Высокая текучесть кадров из-за быстрого выгорания, снижение качества персонала. |
Возможность быстрого получения результатов при ограниченных ресурсах. | Вся ответственность лежит на руководителе, что приводит к стрессу и перегрузкам. |
Авторитарный лидер характеризуется высокой сознательностью, повышенным уровнем самоконтроля, пробивной способностью. Таким руководителем можно назвать «железную леди» Маргарет Тэтчер, с 1979 по 1990 занимавшую пост премьер-министра Великобритании. Она не шла на уступки, считая это отказом от своих убеждений. Не проявляла сочувствия к подчинённым, считая это слабостью, и на протяжении всего срока пребывания у власти придерживалась авторитарного стиля. Это яркий пример данного типа.
При выборе данной попустительской модели управления лидер принимает минимальное участие в деятельности команды. Он предоставляет подчинённым полную свободу действий, ограничиваясь наблюдением и советами. При этом каждый участник коллектива больше индивидуально проявляется и ощущает свою причастность к общему делу. Он не ограничен в творчестве и самореализации.
Преимущества | Недостатки |
Эффективное взаимодействие в команде. | Руководитель должен полностью довериться команде. |
Активная работа всех участников рабочего процесса, отсутствие ограничений в творчестве и генерации новых идей. | Подходит для небольших компаний, занимающихся творческой деятельностью. |
Команда старается достигнуть лучшего результата при отсутствии явного материального стимула. | Либеральное управление невозможно на крупных производствах и в отраслях, требующих чёткого соблюдения инструкций. |
Благоприятная обстановка в коллективе. |
Совокупность этих факторов положительно влияет на эмоциональный фон и удовлетворённость работой сотрудников. Это и есть один из его главных минусов. Подчинённые могут воспринять не вовлечение в рабочий процесс как равнодушие со стороны руководителя. Перестанут серьёзно относиться к своим обязанностям, зная, что в сущности, их никто не будет контролировать.
При выборе данного стиля все решения принимаются коллегиально. Руководитель контролирует не сам процесс работы, а результат. Разделяет ответственность за него с участниками команды. Такой руководитель не любит указывать подчиненным. Действует методами убеждения. Готов выслушать любое мнение, даже, если оно противоречит его утверждениям. Демократическая модель подойдёт компаниям с квалифицированным, высоко мотивированным персоналом.
Преимущества | Недостатки |
Высокая мотивация сотрудников, позволяющая получить лучший результат. | Растягивание времени принятия решений из-за постоянных совещаний. |
Доверительные и партнёрские отношения внутри коллектива. | Риск несоблюдения сроков выполнения задач. |
Лояльность исполнителей по отношению к руководству. | Руководитель должен уметь работать с возражениями и адекватно воспринимать критику. |
Достаточная организованность, ответственность персонала, не требующая постоянного контроля. | Подходит только для зрелых, опытных команд, способных работать самостоятельно. |
Пример руководителя-демократа: известный мультипликатор, основатель студии Disney, Уолт Дисней. Он всегда обсуждал свои идеи с подчинёнными, прислушивался к их предложениям. Но, в зависимости от ситуации, право выбора он всегда оставлял за собой.
Две оригинальные управленческие теории лидерства были разработаны Дугласом МакГрегором в 1960-е годы. Его идеи, опубликованные в книге «Человеческая сторона предприятия», на то время были настолько новаторскими и инновационными в экономике, что быстро завоевали популярность и признание у менеджеров в различных странах.
Описание теории X строится на следующих положениях:
Данная теория нашла применение в организациях, придерживающихся авторитарного стиля. В народном творчестве подобный тип управления описывается чётко и ёмко: «Я – начальник, ты – дурак».
Подход Y построен на следующих постулатах:
В перечисленных тезисах отражается вид демократического стиля управления, основанный на делегировании полномочий и контроле результата.
В данной теории описывается пять управленческих стилей, связанных с заботой о людях и процессе производства. Она имеет вид системы координат, состоящей из 9 делений по вертикали и горизонтали. На вертикальной шкале отмечается отношение к людям. На горизонтальной – к поставленным задачам. За приверженность той или иной стратегии руководителю присваивается оценка от 1 до 9. На основании полученных данных определяются следующие краткие стили в управлении:
По мнению разработчиков теории, Блэйка и Моутона, к последнему типу управления должны стремиться все менеджеры.
Американский писатель и психолог Дэниэль Гоулман предложил собственный подход к лидерству, изложив его в произведении «Эмоциональный интеллект», долгое время находившемся в топе изданий New York Times. В нём он описал шесть видов эмоционального управления:
И авторитарный, и демократичный стиль в определённых условиях повышают работоспособность и результативность сотрудников. Главное использовать их в подходящей среде.
Стратегия выбора модели руководства «на все времена» изначально утопична. Поэтому в менеджменте появилась новая классификация управленческих стилей, включающая:
На выбор модели управления влияют:
При прохождении различных этапов развития в компаниях разумно применять соответствующие стили управления. При открытии стартапа главная задача руководства – выживание в сложных экономических условиях. Поэтому управление должно быть сосредоточено в одних руках. При устойчивом росте, открытии новых направлений важна инициатива и вовлеченность персонала и т.д.
Гарантией успешного завершения любого проекта является выбор эффективного стиля управления и подходящего инструмента для управления рабочими процессами. Ведь кроме организации стиля управления и работы персонала, менеджер должен наладить множество других сопутствующих процессов: назначить исполнителям задачи, отслеживать их прогресс, управлять ресурсами. Также важно организовать взаимодействие между участниками команды в рамках одной системы.
Все эти задачи можно решить в приложении ЛидерТаск. Делегировав задания исполнителям, менеджер будет оповещён о сроках и прогрессе их выполнения. Сможет отследить результативность каждого сотрудника и сравнить его достижения с общими успехами команды. Программа подходит для планирования, держит в курсе всех дел, происходящих в компании. Помогает организовать общение между исполнителями и руководством посредством удобного корпоративного чата.
Приложение своевременно уведомит о появлении новой задачи или изменении её статуса. Не позволит пропустить критический срок её исполнения. Поможет организовать слаженную работу сотрудников, грамотно распределить задачи с учётом важности, приоритетности. Обеспечит полный контроль над деятельностью команды.
Идеального стиля управления не существует. Каждому стилю управления характерно начилие своих плюсов и минусов. Поэтому, главная задача каждого эффективного руководителя – грамотно использовать различные подходы и модели с учётом ситуации в компании и психологической обстановки в коллективе.
Для успешного управления бизнесом эксперты рекомендуют использовать ситуационный менеджмент, подбирая стиль руководства, более уместный в данной ситуации. Чтобы достичь высоких результатов в работе, важно научиться соблюдать баланс между различными моделями управления. Именно такой подход даст реальный шанс на успешное выполнение любого проекта.
Планируйте легко с ЛидерТаск на любом устройстве
Бесплатный российский планировщик для работы и жизни
13 лет с вами
Управление проектами стало настоящим вызовом для многих команд. Сложные методологии, например, PMBOK и Scrum, требуют значительных усилий для изучения и внедрения. В этом контексте P3.express — простое и эффективное решение, которое позволяет структурировать работу и улучшить продуктивность. Этот фреймворк минималистичен и гибок — идеален для внедрения с помощью органайзера ЛидерТаск. Узнайте, как P3.express помогает оптимизировать… Читать далее Управление проектами с P3.express: пошаговое руководство
Задумывались ли вы о том, насколько важно планировать карьеру? Карьерный трек — это не просто набор шагов, а структурированная карта вашего профессионального роста, которая помогает двигаться к цели. ЛидерТаск — инструмент, который поможет вам не просто составить такой план, но и успешно его реализовать, интегрируя карьерные цели с повседневными задачами. Узнайте, как создать трек, который… Читать далее Как построить успешный карьерный трек и добиться целей
Анализ причин бизнес-проблем иногда становится сложным заданием для менеджеров и предпринимателей. Однако, метод Исикавы позволяет выявить основные факторы, влияющие на осложнения, и структурировать информацию. Приложение ЛидерТаск предлагает удобные функции для создания и управления диаграммой. С его помощью можно оптимизировать рабочие процессы и повысить продуктивность. Далее вы узнаете, что же такое диаграмма Исикавы, как ее построить… Читать далее Метод Исикавы: примеры и руководство по решению бизнес-проблем