Метрика
Поможем вашей команде с переездом из Trello в LeaderTask
Переезд из Trello
Подробнее

Организационная структура компании

Построение организационной структуры
Кирилл Попов
Кирилл Попов
25 июля 2023
6 минут
0

Чтобы успешно управлять любой командой, важно грамотно распределять роли и ответственность среди ее участников. Для этого нужно составить список задач, построить план работы, разработать функционал, разбить коллектив на отдельные ячейки и взаимосвязи, попробовать разные методы управления, сделать так, чтобы они эффективно взаимодействовали друг с другом. Это несложно, когда в подчинении находится 10-20 человек. Но, как наладить работу крупной компании, состоящей из сотен или тысяч сотрудников? Как организовать управление этими «ячейками», чтобы они работали слаженно и ритмично, как часы? Для этого необходима система — организационная структура предприятия, определяющая, как будут строиться связи, иерархия, распределяться зоны ответственности в компании. Тему организационной структура предприятия попытаемся разобрать в данной статье.

Управление организационной структурой с помощью ЛидерТаск

Создавайте и ведите проекты в системе управления ЛидерТаск, добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.

Скачать ЛидерТаск
🟠 Содержание:Организационная структура
🟠Раздел:Руководитель
🟠 Время прочтения:6 минут
🟠 Автор:Кирилл Попов

Что такое организационная структура, зачем она нужна

организационная структура

Данное понятие обозначает схему или модель, демонстрирующую процесс организации взаимодействия между подразделениями и управляющими звеньями предприятия. Она представляет собой пакет официальных документов, в которых отражается иерархия, количественный состав организации, функции, обязанности, права ее элементов. В их число входит:

  • Документация, определяющая основные функции структурных единиц;
  • Положение о деятельности структурных подразделений, более подробно описывающее все процессы, происходящие в командах;
  • Должностные инструкции, содержащие сведения о функциях и обязанностях каждого исполнителя;
  • Графическая схема устройства компании.

Оргструктура (ОСП) устанавливает права и обязанности руководителей. Служит основой для разработки должностных инструкций, описаний бизнес-процессов. Помогает настроить работу предприятия, наладить связи между всеми его отделами. Она связывает участников коллектива в единую команду, сохраняя отличительные черты и индивидуальность каждого члена группы.

Все предприятия формируют ее под свои задачи, с учетом бизнес стандартов, действующих на рынке. Структурирование необходимо любым компаниям, вне зависимости от формы собственности и масштаба.

Организационная структура управления позволяет достичь следующих целей:

  • Определить зоны ответственности каждого подразделения;
  • Распределить обязанности между исполнителями;
  • Сформировать каналы коммуникаций и передачи документации;
  • Выяснить загруженность персонала для создания базы вакансий.

В ней присутствуют следующие элементы:

  • Органы управления (это руководитель или группа ответственных лиц, принимающих решения);
  • Правила компании (которые могут быть документально утвержденными, гласными или негласными, но обязательными к соблюдению всеми участниками рабочего коллектива);
  • Распределение труда (бывает временным или постоянным, формальным или неформальным).

Оргструктура формируется из совокупности целей бизнеса и инструментов, имеющихся для их достижения в распоряжении компании. Не существует полностью схожих друг с другом фирм, они используют собственные подходы к управлению, ориентируясь на менталитет, потребности клиентов, масштаб, вид деятельности.

Для формирования организационных структур применяются следующие подходы:

ТрадиционныйУправление распределяется сверху вниз.
Отсутствуют четкие разграничения между руководящими блоками. Подходит для небольших компаний.
ОрганическийОснован на гибкости, коллегиальном принятии решений. Используется при ведении бизнеса в нестабильных, часто изменяющихся рыночных условиях.
МеханистическийСтроится на жесткой системе разделения обязанностей. Исполнители подчиняются руководителям блоков. В итоге коллектив работает стабильно и слаженно, как часы.

Коммерческие предприятия не обязаны структурировать свою деятельность. Разработка организационной структуры обязательна исключительно для учреждений муниципального или государственного типа. Но при игнорировании данного шага в компании все равно рано или поздно сформируется неформальная схема взаимодействия подразделений. В противном случае бизнес просто перестанет существовать, так как им будет невозможно управлять. Чтобы избежать ошибок, критических просчетов в построении коммуникаций между подразделениями и отделами компании, разработкой структуры ее управления стоит заниматься на самых ранних этапах ее существования.

Как строится организационная структура компании

Построение организационной структуры

До разработки оргструктуры компании ее владельцы совместно с руководителем должны определить возможные пути бизнеса, назначить ответственных за развитие определенных секторов. Для этого:

  1. Разрабатывается стратегический план предприятия на срок от трех или более лет, где указывается предполагаемый объем инвестиций, какие услуги или продукты будет производить компания, масштабы ее развития, возможные пути продвижения.
  2. При наличии нескольких направлений деятельности проводится их сегментация с разработкой системы управления и подотчетности.
  3. После анализа стратегических, текущих задач определяются центры ответственности, обязанности распределяются по отделам, группам или департаментам компании.

По классической управленческой модели Макса Вебера организационная структура любого предприятия строится на следующих принципах:

1. Распределение обязанностей в соответствии со специализациейРаботникам поручают обязанности, соответствующие их компетенциям и уровню квалификации.
2. Иерархическое построениеКаждый менеджер должен руководить вверенным в его подчинение звеном или отделом. Сотрудники – иметь четкое понимание, какие распоряжения выполнять.
3. Общие правила и стандартыВсе работники должны руководствоваться общими правилами и стандартами, утвержденными для их должностей.
4. Беспристрастность, отсутствие личного интереса в выполнении должностных обязанностейЛичные симпатии не должны влиять на процессы принятия решений.
5. Возможность карьерного роста и защита от произвола начальстваРуководитель не может уволить сотрудника, чьи профессиональные, личные качества соответствуют занимаемой должности, без веских оснований. Продвижение работника по службе происходит при повышении его квалификации.

Среди основных характеристик ОСП нового времени выделяют такие черты, как сложность, формализация, централизация. Сложность структуры зависит от количества элементов компании. На данный параметр оказывает влияние степень специализации, количество уровней в структуре управления, особенность расположения и взаимодействия ее подразделений.

Для обеспечения эффективной деятельности компании ее структура должна подчиняться производству и изменяться вместе с ним, отражать объем полномочий и функции сотрудников, а также особенности внешней среды, в которой действует предприятие.

Виды организационных структур

виды организационной структуры

Существует шесть основных типов организационных структур. На их основе строятся комбинированные модели, включающие те или иные элементы ОСП. Рассмотрим их особенности, плюсы и минусы подробнее.

Линейная

Самая простая традиционная модель, в которой управление происходит сверху вниз. Директору компании подчиняются заместители, ответственные за определенные блоки, под ними находятся руководители отделов и специалисты.

Ее плюсы:

  • Простота;
  • Понятное разделение функций и прав;
  • Формирование строгой дисциплине при соответствующем стиле управления;
  • Быстрое установки решений;
  • Возможность карьерного роста для исполнителей, качественно выполняющих свои обязанности.

Недостатки:

  • Отсутствие специализации (один специалист может одновременно выполнять несколько функций);
  • Повышенная нагрузка на руководящий состав;
  • Авторитарность;
  • Сложность в коммуникациях.

Данная модель подходит индивидуальным предпринимателям и узкоспециализированным компаниям (страховые агентства, клининговые службы и т.п.).

Функциональная

Строится в горизонтальном направлении с четкой специализацией каждого участка (блока). Здесь также присутствует высшее руководство: генеральный директор, а также топ-менеджеры, руководящие отдельными функциональными подразделениями, например: директор отдела маркетинга, финансов, продаж.

Преимущества данной системы управления:

  • Четкое разделение зон ответственности;
  • Отсутствие дублирования функций;
  • Быстрое принятие решений;
  • Равноценный вклад каждого отдела и подразделения в общее дело.

Минусы:

  • Вероятность разрывов коммуникаций;
  • Отсутствие общего технического руководства по проектам и продуктам;
  • Низкая персональная ответственность за общий результат;
  • Неэффективное взаимодействие между сотрудниками из разных подразделений.

Данная управленческая модель более эффективна в комбинации с линейной структурой. Больше подходит холдингам и предприятиям, осуществляющим несколько видов деятельности.

Дивизиональная

Подразумевает деление компании на дивизионы, которые формируются по географическому положению, виду выпускаемой продукции или по конечному потребителю. У каждого дивизиона есть руководитель, подчиняющийся генеральному руководству предприятия. Одной из разновидностей этой модели служит продуктовая или товарная структура управления, когда компания ориентируется на производство одного или нескольких продуктов. От их числа зависит количество подразделений и филиалов фирмы.

Преимущества:

  • Простота, эффективность управления;
  • Гибкость, адаптация к быстро изменяющимся рыночным условиям (неработающие структурные единицы легко закрыть);
  • Повышенная степень свободы для лиц, принимающих решения;
  • Отличная производительность.

Слабые места:

  • Конкуренция среди внутренних подразделений;
  • Возможность замедления бизнеса из-за увеличенного количества организационных уровней;
  • Сложность принятия стратегических решений из-за оторванности дивизионов друг от друга.
  • Риск неравномерного распределения средств на развитие нескольких структурных элементов компании.

Дивизионы работают самостоятельно, отвечают за собственные задачи, но подчиняются главному руководству. Такой тип устройства подходит предприятиям с большим количеством филиалов, производящим несколько видов продукции, требующей отдельного продвижения на рынке.

Матричная

Представляет собой комбинацию линейной и программно-целевой системы управления. Отличается повышенной гибкостью и сложностью в подчинении. При таком способе организации работы исполнители одновременно подчиняются руководителю проекта и начальникам своих подразделений. Для выполнения задач проекта узких специалистов обязывают выполнять дополнительные функции. Работники не освобождаются от основных обязанностей и выполняют другие задачи за отдельное вознаграждение.

Плюсы:

  • Быстрые коммуникационные связи между элементами системы;
  • Эффективное разграничение зон ответственности;
  • Высокие темпы развития за счет самостоятельности отдельных подразделений;
  • Простота разработки и внедрения единой производственной политики компании;
  • Коллективный стиль руководства.

Недостатки:

  • Повышенные требования к коммуникациям и руководству функциональных элементов;
  • Затруднение принятия решений из-за длительного согласования;
  • Риск несогласованности задач в результате одновременного подчинения нескольким руководителям;
  • Постоянное противостояние среди структурных подразделений за финансирование, ресурсы.

Проектная

Применяется при создании новых предприятий или инновационных продуктов, проведении масштабных разработок, научно-изыскательских исследований. Элементами данной структуры является генеральный руководитель компании, руководство проекта, исполнители, объединенные в группы.

Преимущества:

  • Адаптивность к рыночным условиям, быстрота принятия решений;
  • Привлечение квалифицированных, грамотных работников;
  • Экономия ресурсов.

Минусы:

  • Высокие риски ошибок;
  • Отсутствие интереса со стороны команды к развитию проекта после сдачи;
  • Зависимость от решений проектного руководителя.

Формирование оргструктуры предприятия с ЛидерТаск

ЛидерТаск

Разработка структуры управления компанией – сложный процесс, требующий много времени, наличия определенных знаний у руководства. Чтобы организация работала организованно, слаженно, как часы, необходимо разработать должностные инструкции для всех исполнителей, распределить обязанности, разграничить полномочия между ответственными лицами. Для этого используйте персонального электронного помощника – приложение ЛидерТаск, эффективный инструмент для управления любой компанией.

Сервис подходит для стратегического, тактического и оперативного планирования, организации общения сотрудников, взаимодействия в командах любого размера и масштаба, в том числе, с привлечением удаленных сотрудников. В программе удобно создавать проекты, цели и задачи, делегировать другим исполнителям, контролировать ход исполнения. Добавлять комментарии, заметки, ссылки и различные файлы к заданиям. Обсуждать работу в корпоративном чате, оценивать эффективность и результативность персонала. Управлять компанией на вертикальных и горизонтальных уровнях.

Приложение работает на всех цифровых платформах, в том числе, в оффлайн режиме.

Заключение

Для развития компании нужна эффективная организационная структура. При этом стоит избегать излишней формализации, жесткости в управлении. Лучшие результаты даст комбинирование традиционных и современных рыночных моделей. При выборе подходящей системы также стоит ориентироваться на вид деятельности, специфику работы компании, масштаб присутствия на рынке.

Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Вопрос 2 из 4
Я подробно планирую шаги, этапы достижения своих целей?
Вопрос 3 из 4
Я регулярно работаю с органайзером, записной книжкой и т. п. средствами, помогающими мне лучше управлять своим временем?
Вопрос 4 из 4
У меня есть собственная система управления личным временем?
Вопрос
Поздравляем, вы прошли тест!
Вы в курсе как правильно управлять и планировать, но совершенству нет предела. Именно поэтому мы дарим вам скидку 15% на нашу программу, с которой вы будете на самой вершине эффективного управления.
Ваш купон для покупки:
Fromtest
Купить со скидкой
Поздравляем, вы прошли тест!
Поздравляем, вы прошли тест!
Вы на начальном пути к эффективному управлению, но чтобы стать Гуру на 100%. Вам предстоит идти дальше, учиться и нарабатывать навык. Мы дарим вам книгу «Секреты управления временем» и верим, что в ближайшее время вы постигнете азы эффективного управления.
Скачать книгу
Комментарии 0
Войти через:
Планировщик-органайзер для профессионала
Скачай приложение «ЛидерТаск» и наслаждайся простотой и удобством планирования своих задач.
Скачать
Мы используем файлы cookies, чтобы сделать этот сайт удобным для вас
Ок