Чтобы успешно управлять любой командой, важно грамотно распределять роли и ответственность среди ее участников. Для этого нужно составить список задач, построить план работы, разработать функционал, разбить коллектив на отдельные ячейки и взаимосвязи, попробовать разные методы управления, сделать так, чтобы они эффективно взаимодействовали друг с другом. Это несложно, когда в подчинении находится 10-20 человек. Но, как наладить работу крупной компании, состоящей из сотен или тысяч сотрудников? Как организовать управление этими «ячейками», чтобы они работали слаженно и ритмично, как часы? Для этого необходима система — организационная структура предприятия, определяющая, как будут строиться связи, иерархия, распределяться зоны ответственности в компании. Тему организационной структура предприятия попытаемся разобрать в данной статье.
Создавайте и ведите проекты в системе управления ЛидерТаск, добавляйте в них ваших коллег для совместной работы и более эффективного выполнения. Предоставляйте доступы к задачам разным сотрудникам для совместного контроля процесса.
Данное понятие обозначает схему или модель, демонстрирующую процесс организации взаимодействия между подразделениями и управляющими звеньями предприятия. Она представляет собой пакет официальных документов, в которых отражается иерархия, количественный состав организации, функции, обязанности, права ее элементов. В их число входит:
Оргструктура (ОСП) устанавливает права и обязанности руководителей. Служит основой для разработки должностных инструкций, описаний бизнес-процессов. Помогает настроить работу предприятия, наладить связи между всеми его отделами. Она связывает участников коллектива в единую команду, сохраняя отличительные черты и индивидуальность каждого члена группы.
Все предприятия формируют ее под свои задачи, с учетом бизнес стандартов, действующих на рынке. Структурирование необходимо любым компаниям, вне зависимости от формы собственности и масштаба.
Организационная структура управления позволяет достичь следующих целей:
В ней присутствуют следующие элементы:
Оргструктура формируется из совокупности целей бизнеса и инструментов, имеющихся для их достижения в распоряжении компании. Не существует полностью схожих друг с другом фирм, они используют собственные подходы к управлению, ориентируясь на менталитет, потребности клиентов, масштаб, вид деятельности.
Для формирования организационных структур применяются следующие подходы:
Традиционный | Управление распределяется сверху вниз. Отсутствуют четкие разграничения между руководящими блоками. Подходит для небольших компаний. |
Органический | Основан на гибкости, коллегиальном принятии решений. Используется при ведении бизнеса в нестабильных, часто изменяющихся рыночных условиях. |
Механистический | Строится на жесткой системе разделения обязанностей. Исполнители подчиняются руководителям блоков. В итоге коллектив работает стабильно и слаженно, как часы. |
Коммерческие предприятия не обязаны структурировать свою деятельность. Разработка организационной структуры обязательна исключительно для учреждений муниципального или государственного типа. Но при игнорировании данного шага в компании все равно рано или поздно сформируется неформальная схема взаимодействия подразделений. В противном случае бизнес просто перестанет существовать, так как им будет невозможно управлять. Чтобы избежать ошибок, критических просчетов в построении коммуникаций между подразделениями и отделами компании, разработкой структуры ее управления стоит заниматься на самых ранних этапах ее существования.
До разработки оргструктуры компании ее владельцы совместно с руководителем должны определить возможные пути бизнеса, назначить ответственных за развитие определенных секторов. Для этого:
По классической управленческой модели Макса Вебера организационная структура любого предприятия строится на следующих принципах:
1. Распределение обязанностей в соответствии со специализацией | Работникам поручают обязанности, соответствующие их компетенциям и уровню квалификации. |
2. Иерархическое построение | Каждый менеджер должен руководить вверенным в его подчинение звеном или отделом. Сотрудники – иметь четкое понимание, какие распоряжения выполнять. |
3. Общие правила и стандарты | Все работники должны руководствоваться общими правилами и стандартами, утвержденными для их должностей. |
4. Беспристрастность, отсутствие личного интереса в выполнении должностных обязанностей | Личные симпатии не должны влиять на процессы принятия решений. |
5. Возможность карьерного роста и защита от произвола начальства | Руководитель не может уволить сотрудника, чьи профессиональные, личные качества соответствуют занимаемой должности, без веских оснований. Продвижение работника по службе происходит при повышении его квалификации. |
Среди основных характеристик ОСП нового времени выделяют такие черты, как сложность, формализация, централизация. Сложность структуры зависит от количества элементов компании. На данный параметр оказывает влияние степень специализации, количество уровней в структуре управления, особенность расположения и взаимодействия ее подразделений.
Для обеспечения эффективной деятельности компании ее структура должна подчиняться производству и изменяться вместе с ним, отражать объем полномочий и функции сотрудников, а также особенности внешней среды, в которой действует предприятие.
Существует шесть основных типов организационных структур. На их основе строятся комбинированные модели, включающие те или иные элементы ОСП. Рассмотрим их особенности, плюсы и минусы подробнее.
Самая простая традиционная модель, в которой управление происходит сверху вниз. Директору компании подчиняются заместители, ответственные за определенные блоки, под ними находятся руководители отделов и специалисты.
Ее плюсы:
Недостатки:
Данная модель подходит индивидуальным предпринимателям и узкоспециализированным компаниям (страховые агентства, клининговые службы и т.п.).
Строится в горизонтальном направлении с четкой специализацией каждого участка (блока). Здесь также присутствует высшее руководство: генеральный директор, а также топ-менеджеры, руководящие отдельными функциональными подразделениями, например: директор отдела маркетинга, финансов, продаж.
Преимущества данной системы управления:
Минусы:
Данная управленческая модель более эффективна в комбинации с линейной структурой. Больше подходит холдингам и предприятиям, осуществляющим несколько видов деятельности.
Подразумевает деление компании на дивизионы, которые формируются по географическому положению, виду выпускаемой продукции или по конечному потребителю. У каждого дивизиона есть руководитель, подчиняющийся генеральному руководству предприятия. Одной из разновидностей этой модели служит продуктовая или товарная структура управления, когда компания ориентируется на производство одного или нескольких продуктов. От их числа зависит количество подразделений и филиалов фирмы.
Преимущества:
Слабые места:
Дивизионы работают самостоятельно, отвечают за собственные задачи, но подчиняются главному руководству. Такой тип устройства подходит предприятиям с большим количеством филиалов, производящим несколько видов продукции, требующей отдельного продвижения на рынке.
Представляет собой комбинацию линейной и программно-целевой системы управления. Отличается повышенной гибкостью и сложностью в подчинении. При таком способе организации работы исполнители одновременно подчиняются руководителю проекта и начальникам своих подразделений. Для выполнения задач проекта узких специалистов обязывают выполнять дополнительные функции. Работники не освобождаются от основных обязанностей и выполняют другие задачи за отдельное вознаграждение.
Плюсы:
Недостатки:
Применяется при создании новых предприятий или инновационных продуктов, проведении масштабных разработок, научно-изыскательских исследований. Элементами данной структуры является генеральный руководитель компании, руководство проекта, исполнители, объединенные в группы.
Преимущества:
Минусы:
Разработка структуры управления компанией – сложный процесс, требующий много времени, наличия определенных знаний у руководства. Чтобы организация работала организованно, слаженно, как часы, необходимо разработать должностные инструкции для всех исполнителей, распределить обязанности, разграничить полномочия между ответственными лицами. Для этого используйте персонального электронного помощника – приложение ЛидерТаск, эффективный инструмент для управления любой компанией.
Сервис подходит для стратегического, тактического и оперативного планирования, организации общения сотрудников, взаимодействия в командах любого размера и масштаба, в том числе, с привлечением удаленных сотрудников. В программе удобно создавать проекты, цели и задачи, делегировать другим исполнителям, контролировать ход исполнения. Добавлять комментарии, заметки, ссылки и различные файлы к заданиям. Обсуждать работу в корпоративном чате, оценивать эффективность и результативность персонала. Управлять компанией на вертикальных и горизонтальных уровнях.
Приложение работает на всех цифровых платформах, в том числе, в оффлайн режиме.
Для развития компании нужна эффективная организационная структура. При этом стоит избегать излишней формализации, жесткости в управлении. Лучшие результаты даст комбинирование традиционных и современных рыночных моделей. При выборе подходящей системы также стоит ориентироваться на вид деятельности, специфику работы компании, масштаб присутствия на рынке.