Бывало ли у вас такое, что вы никак не могли найти причину возникшей проблемы или неприятной ситуации? Множество часов поиска и ни одного внятного ответа. В таком случае может помочь простой, поэтому такой действенный, метод 5 why’s. В статье расскажем, как найти причину любой проблемы, а также разберемся, почему у одних метод работает, а у других нет.
5 почему или 5W – это вопросительный метод, который позволяет добраться до первоисточника конкретной проблемы. Основная цель метода — определить, из-за чего появилась ситуация, повторив вопрос «Почему?» 5 раз. Ответ на 5-е почему должен выявить первопричину.
С помощью метода ищут не решения, а контрмеры — действия, которые предотвращают повторное возникновение ошибки или проблемы. Так как если проблему решить быстро, не разобравшись в причине, она может возникнуть снова.
Когда в корабле появилась течь, необходимо найти причину, например, поврежденные доски. И уже тогда поменять доски, а не просто заткнуть пробоину. Иначе, рано или поздно, судно потонет. Такой же принцип и в бизнесе. Когда возникает ситуация, стоит понять, почему она произошла. И уже тогда искать контрмеры, а не замазывать проблему.
В компаниях 5W используется для:
Такой подход пригодится не только в бизнесе, но и в повседневных делах. Например, выпив обезболивающие, мы просто снимем дискомфорт. Да, это быстрое решение. Но любой врач скажет, что боль — это следствие заболевания, а не причина. Врач ищет причины — ответы на «почему», и назначает лечение. А быстрое решение — обезболивающие, только усугубит проблему.
Также техника нашла применение в психологии. Часто клиенты, приходящие на консультации, не могут понять корень их проблемы. Такая детская игра в почемучек отлично работает и помогает добраться до причины.
Изучением причинно-следственных связей занимался ещё философ Сократ. Но это древняя история. А вот придумал модель 5W Сакити Тоёда (Toyoda Sakichi) — изобретатель и основатель Toyota. Он утверждал, что если последовательно задать вопросы «почему», можно узнать корень проблемы.
Первоначально методологию применяли для решения производственных задач компании Toyota, а не для анализа первопричин. Позже метод стал неотъемлемой частью философии бережливого производства.
Стоит заметить, что это довольно гибкий инструмент. Необязательно задавать 5 вопросов. Его можно подстраивать под себя и видоизменять. Обычно 5W используют по принципу «1 вопрос — 1 ответ». Но есть и усложненный вариант со множеством ответов. Разберем второй вариант, так как он подойдёт для большинства рабочих процессов.
Например, вы получили штраф за превышение скорости. Это проблема. Можно начать искать виноватых, а можно найти коренную причину. Задаём вопрос к проблеме и получаем ответ — «Опаздывал на работу, вот и превысил скорость». Начинаем задавать остальные «Почему» и так за 4 вопроса получится найти коренную проблему. В итоге получается, что оштрафовали за превышение, потому что забыл заменить батарейки в будильнике. Следующим шагом может быть контрмера — заменять батарейки вовремя, поставив себе напоминания в ежедневник.
У компании проблема — много недовольных покупателей. Задаём первый вопрос и получаем 4 ответа. Для примера подробно разберем ветку «Бедный ассортимент».
Спрашиваем «Почему?» и получаем два ответа: нет учета пожеланий клиентов, плохо обученный персонал. 3-е Почему уже задаём к двум ответам. Почему нет учета пожеланий клиентов? — Потому что отсутствует система обратной связи. Почему персонал плохо обучен — Потому что высокая текучесть кадров, невыгодно учить.
4-е Почему приводит нас к двум ответам, которые встречаются и в других ветках. Это низкая квалификация управляющего и низкая зарплата. Это и есть корневые причины.
Низкая зарплата может навести на мысль, что компании просто не хватает денег и нужно увеличить зарплату работникам. Но деньги — это один из 3-х ключевых дефицитных ресурсов. У любой компании есть дефицит во времени, людях и деньгах. Поэтому не стоит все проблемы сводить к этим трем пунктам.
С такими выводами вы, вероятнее всего, зайдёте в тупик, но бывает, как на примере выше, что это истинная причина. В таком случае попытайтесь найти способ решить эту проблему каким-то креативным способом или восполнить недостающий ресурс.
В личной сфере вы можете использовать метод как для работы с вопросами, на которые вы не можете найти ответа, так и для насущных проблем, например поссорились с партнером, ухудшилось здоровье.
Современные приложения для студентов стали незаменимыми помощниками в учебе. Они помогают организовать расписание, готовиться к экзаменам, хранить конспекты и даже поддерживать физическую активность. В этой статье мы собрали полезные приложения для студентов, которые сделают образовательный процесс проще и эффективнее. От планировщиков задач до интерактивных образовательных платформ — эти инструменты помогут вам учиться с комфортом. Мы… Читать далее Приложения для студентов: лучшие инструменты для продуктивной учебы
Каждый день мы сталкиваемся с огромным потоком информации, которую вынуждены держать в голове: мы должны помнить о рабочих задачах, личных делах, встречах, дедлайнах. Как бы мы не старались, что-то забывается или идет не по плану. Планировщик задач — это приложение, которое поможет навести порядок в делах. Оно позволяет ставить задачи и вовремя о них напоминает.… Читать далее ТОП-15 планировщиков задач для команды и индивидуальной работы
Представьте: ваша служба поддержки работает как швейцарские часы — без потерянных заявок, с мгновенной обработкой и довольными клиентами. Однако реальность далека от идеала: хаос в обработке обращений, длительное время реагирования и отсутствие прозрачности в работе ставят под угрозу эффективность бизнеса. В таком случае решение, которое предлагает ЛидерТаск, может стать спасением. Узнайте, как автоматизировать процессы при… Читать далее Секрет успешного Service Desk: как эффективно управлять заявками службе поддержки