Как составить личный финансовый план: краткое руководство

Алёна Шашлова
date21 февр. 2024 г.
time 4 минуты
views
Оценить

Когда мы взрослеем, то понимаем, что в жизни перед нами стоят важные финансовые цели. У каждого они свои: купить квартиру, построить дом, оплатить учебу детей, открыть свой бизнес, исполнить мечту. 

Финансовое планирование помогает обращать мечты в конкретные цели, контролировать расходы. Но не всегда понятно, с чего начать, чтобы денег хватало и на текущие расходы, и на большие цели. Рассказываем, когда пригодится финансовый план и как его составить.

Что такое финансовое планирование

Система финансового планирования — это эффективный способ управления доходами и расходами предприятия, человека или проекта.

Личный финансовый план представляет собой план достижения финансовых целей человека и процесс организации его финансов. Этот инструмент помогает упорядочить основной бюджет для достижения денежных целей и улучшения качества жизни. С личным финансовым планом вы сможете совместить свои потребности с возможностями и добиться финансового благополучия.

Свинья-копилка

Финансовый план помогает идти к намеченному результату не хаотично, а с осознанной последовательностью действий, как программа спортивных тренировок. В спорте сбалансированная программа учитывает физические возможности и включает упражнения, которые реально выполнить. Иначе вы растянете мышцу и забросите тренировки. Точно так же планирование учитывает ваши финансовые возможности и предлагает откладывать комфортную сумму в копилку без жесткой экономии. Иначе есть риск сдаться и разочароваться в планировании бюджета.

Зачем составлять финансовый план

Главная задача финансового планирования позволяет отбросить иллюзии и увидеть реальные пути достижения материальных целей. При этом необязательно отказывать себе в приятных покупках и постоянно экономить. Напротив, планирование учитывает финансовые ресурсы и действия, которые реально выполнить для достижения цели.

Планирование поможет найти новые источники дохода. Когда вы будете составлять личный финансовый план, то в конце концов задумаетесь. А как я могу увеличить доход, чтобы достигнуть цели быстрее? Это могут быть сверхурочные, подработка, сдача в аренду имущества, налоговые вычеты, инвестиции. Начните искать способы дополнительного заработка и вы обязательно их найдете.

Как составить личный финансовый план

Распределение средств

Этап 1: определить финансовые цели

Для разработки плана необходимо составить список желаний, а затем перевести их на язык конкретики. Переводим так, чтобы цель была:

  • Конкретной 
  • Достижимой
  • Ограниченной по времени
  • Измеримой денежно 

Например, ваше желание — хочу отпуск в Италии. Изменяем цель по 4 критериям, написанным выше, получаем — недельный отпуск в Риме с поездкой на остров Сицилия на 3 дня в июле следующего года. Нашлись тур и авиабилеты общей стоимостью 193 000 рублей на 7 дней. Есть 13 месяцев, чтобы накопить эту сумму. Делим на 13, получается около 15 000 рублей в месяц. 

Расписываем так каждое материальное желание. В итоге получится список из конкретных целей, которые вы хотите достичь. 

Этап 2: определить приоритетность финансовых целей

Когда желаний много, необходимо расставить их по приоритетам. Это поможет сбросить розовые очки и взглянуть на список целей трезвым взглядом. Прочитайте список, который у вас получился на этапе 1, и задайте себе краткие вопросы: 

  • Мне точно нужна эта цель? 
  • Если мне нужно сократить список, что я вычеркну не задумываясь? 
  • Какая цель самая важная? 
  • Цель срочная или можно подождать несколько лет, пока накоплю?

Ответив на вопросы, вам станет понятно, какая цель главная, какие желания можно отложить, а от каких и вовсе отказаться. В статье подробнее рассказали о критериях приоритетности и методах приоритизации.

Приоритеты вы выбираете сами. Но выделяют две наиболее важные цели. Первая — закрыть долги и кредиты. Исключение — ипотека или большая сумма, которую сложно погасить быстро. Вторая цель — создать финансовую подушку, равную 3-6 зарплат на непредвиденные изменения в жизни.

Этап 3: составить список ежемесячных доходов и расходов

Составьте таблицу со средними доходами и расходами в месяц. Если вы пользуетесь банковскими картами, то статистику ежемесячных трат и поступлений на счет можно посмотреть в мобильном приложении банка. Во многих банках траты уже разделены по основным видам (еда, транспорт и т.д). Изучите статистику за полгода и запишите в таблицу среднее значение трат и поступлений.

Доходы за месяцРасходы за месяц
Зарплата (основной вид деятельности)120000Еда и товары для дома25000
Подработка15000Транспорт15000
Развлечения20000
Одежда10000
ЖКХ8000
Ипотека22000
Прочие расходы10000
Итого135000110000

Этап 4: определить разницу между доходами и расходами

Это необходимо, чтобы понять, сколько денег остается и остаются ли они вообще. 

1. Проанализируйте свои доходы и расходы (таблица из этапа 3). Какова разница между ними. Какую сумму вы точно сможете откладывать каждый месяц. 

Остаток средств = Доходы – Расходы 

2. Посчитайте, сколько нужно откладывать, чтобы собрать сумму для достижения цели к намеченному сроку.

Ежемесячные взносы = Стоимость цели / Количество месяцев до ее оплаты

3. Сравните суммы, которые получили в первом и втором действии. Если число получилось положительное, то денег хватает. 

Если денег не хватает, можно рассмотреть вариант с кредитом. Оправдано брать кредит на покупки, которые прослужат много лет или десятилетий. Например, покупка квартиры, машины, а также оплата обучения. За 5 лет цены могут вырасти в 2-3 раза. В этих случаях можно не копить деньги, а платить ежемесячные платежи банку.

Главное, изучить предложения и выбрать оптимальное. Принцип можно охарактеризовать так: проценты ниже, а условия лучше. Посчитайте, какую сумму вы можете платить банку в месяц и не экономить на текущих расходах.

Этап 5: найти способ увеличить доход

Если денег вообще не остается, нужно составить список идей, как увеличить доходы или уменьшить часть расходов. А лучше и то и другое.

Сокращайте только незначительные для вас траты. Если вы жить не можете без кофе из любимой кофейни, не нужно расставаться с привычкой.

Варианты дополнительного дохода:

  • Возьмите новый проект на работе, если позволяет нагрузка. 
  • Оформите государственный налоговый вычет. За покупку недвижимости, обучения или оплату лечения. 
  • Сдача в аренду имущества. 
  • Начните инвестировать. 
  • Разберите шкаф и балкон. Продайте ненужные вещи.
  • Монетизируйте знания. Знаете иностранный язык — репетиторство и перевод. Рисуете — портреты на заказ для коллег и друзей. Вы профессионал в работе — напишите книжку или создайте курс.

Этап 6: понять, как и куда откладывать деньги

У каждой цели есть срок, когда нужно реализовать задуманное. Не стоит просто держать деньги на карточке или под подушкой. Накопления лучше сберечь от инфляции и импульсивных покупок.

Для целей до года подойдут вклады и гособлигации. Если цели на несколько лет, можно присмотреться к инвестированию. Но прежде стоит изучить тему инвестирования на курсах. Этот вариант рискованный, если не знаешь, что делаешь.

Для каждой цели нужен отдельный вклад или счет. Если копить общую сумму, вы быстро запутаетесь.

Следуйте этим шагам, и у вас получится план с конкретными целями и способами их достижения. 

Рекомендации по составлению финплана

  1. Пишите цели так, чтобы они были конкретными, выполнимыми, выражены денежно и с конкретными сроками.
  2. Добавьте в план траты на незапланированные покупки и развлечения. Если во всем себе отказывать, быстрее сдадитесь. Лучше поискать дополнительный доход.
  3. Для краткосрочных вложений лучше выбирайте вклады, для долгосрочных — инвестиции.
  4. Регулярно пересматривайте финансовый план. Кризис, потеря работы, рождение ребенка — все это может повлиять на вашу привычную жизнь. Поэтому необходимо регулярно корректировать цели и способы их достижения. Анализ плана делают ежегодно, в непредвиденные ситуации — чаще.
Пройдите тест и получите гарантированный бонус!
Вопрос 1 из 4
Я имею четкое представление о своих будущих целях или целях компании?
Оценить
logo

Планируйте легко с ЛидерТаск на любом устройстве

Бесплатный российский планировщик для работы и жизни

13 лет с вами

/assets/images/blog/text-testimonial.jpg
/assets/images/blog/text-testimonial-1.jpg
/assets/images/blog/text-testimonial-2.jpg
/assets/images/blog/text-testimonial-3.jpg
/assets/images/blog/text-testimonial-4.jpg
Скачать бесплатно
Похожие статьи
***
Изменение цен в ЛидерТаск c 1 января 2025 года!Изменение цен в ЛидерТаск c 1 января 2025 года!

Уважаемые пользователи! 1 октября 2024 года прошел первый этап повышения цен на все тарифы в ЛидерТаск! 1 января 2025 года стоимость тарифов поднимется окончательно и установится на уровне: Изменения коснутся как покупки новой лицензии, так и продления лицензии и докупки рабочих мест (в перерасчете на срок действия лицензии).  Вы можете продлить ваши текущие лицензии, докупить… Читать далее Изменение цен в ЛидерТаск c 1 января 2025 года!

Как выйти из дня сурка и вернуть радость жизниКак выйти из дня сурка и вернуть радость жизни

Порой рутина захватывает нас, и мы чувствуем, что живем на автопилоте, повторяя одни и те же действия снова и снова. Это однообразие делает нашу жизнь скучной и лишает нас энергии. Причины могут быть разными: монотонная работа, бытовые обязанности или просто отсутствие новых впечатлений. Такое однообразие влияет на наше эмоциональное состояние и может привести к потере… Читать далее Как выйти из дня сурка и вернуть радость жизни

Топ-9 программ для менеджеров по продажам: решения, которые работаютТоп-9 программ для менеджеров по продажам: решения, которые работают

Работа менеджера по продажам связана с множеством вызовов: упущенные клиенты, хаос в задачах, неуправляемые сделки. Всё это не только снижает эффективность, но и негативно сказывается на результате. Чтобы справляться с растущей нагрузкой и автоматизировать рутинные процессы, важно использовать правильные инструменты. Мы подготовили подборку из 9 лучших программ для менеджеров по продажам. Каждое из этих решений… Читать далее Топ-9 программ для менеджеров по продажам: решения, которые работают